Р-9 Комитет по образованию

сведения
Архив:  Архивный отдел Администрации г. Славгорода Алтайского края
Номер фонда:  Р-9
Исторический период:  послереволюционный
Переименования
Наименование:  Комитет администрации г. Славгорода Алтайского края по образованию, г. Славгород
Сокращенное наименование:  Комитет по образованию
Наименование:  Отдел народного образования Славгородского горисполкома Западно-Сибирского края, г. Славгород
Сокращенное наименование:  Славгородское гороно
Наименование:  Комитет администрации г. Славгорода по образованию, г. Славгород Алтайского края
Сокращенное наименование:  Комитет администрации г. Славгорода по образованию
Наименование:  Комитет администрации г. Славгорода Алтайского края по образованию, г. Славгород
Сокращенное наименование:  Комитет по образованию
Наименование:  Отдел народного образования Славгородского горисполкома Алтайского края, г. Славгород
Сокращенное наименование:  Славгородское гороно
Наименование:  Комитет администрации г. Славгорода Алтайского края по образованию и делам молодёжи, г. Славгород
Сокращенное наименование:  Комитет по образованию и делам молодёжи
Историческая справка
Установить точную дату образования отдела народного образования Славгородского исполнительного комитета в документах ЦХАФ АК и в архивном отделе г. Славгорода не удалось. С января 1945 года г. Славгород стал городом краевого подчинения. В структуру Славгородского горисполкома наряду с другими отделами значился и отдел народного образования с методическим подчинением отделу народного образования исполнительного комитета Алтайского края. В эти годы перед образованием стояли задачи- дать учащимся прочные знания основ наук, привит учащимся любовь к труду и высокое сознание общественного долга, формировать материалистическое мышление (отчёт руководства городского исполнительного комитета о работе промышленности, социально- культурного строительства и благоустройства города Славгорода за 01.01.45г.- 01.06.47г. ,ЦХАФ АК ф. Р-672.оп.4.д.1.л.19). В штаты отдела народного образования в эти годы входило 6 человек: заведующий, два инспектора. бухгалтер, секретарь, техничка. В городе на этот момент действовали 9 школ и 3 детских сада ( отчёт о работе школ за 1944-1945гг., ЦХАФ АК ф.Р-573.д.19.л.308-312). За 1949-1953гг. в городе открылись школы № 13, № 14, Дом пионеровЮ детский сад № 4, школа рабочей молодёжи в рабочем посёлке Яровое. В отделе образования образован методический кабинет ( сметы централизованной бухгалтерр отдела народного образования, ЦХАФ АК ф. Р-1221.оп.1.д.3.л.1-3.л.209.220. В 1954-1956гг. продолжается расширение сети школьных, дошкольных и внешкольных учреждений. Открыта станция юных натуралистов, школа № 5, детская спортивная школа ( сметы централизованной бухгалтерии, ЦХАФ АК ф. Р-1221.оп.1.д.6.л.61,131,201,233). В 1960 годы в городе насчитывалось 5 средних школ, 4 начальных и 6 семилетних, 6 детских садов. В связи с переводом школ на среднее образование, начальные школы были закрыты и в Славгороде стало функционировать 8 средних школ и одна восьмилетняя ( годовые сметы расходов, штатные расписания -ф.Р-9.оп.2.д.18.л.9). Структура отдела была следующей: заведующий отделом, централизованная бухгалтерия, методический кабинет, фильмотека, патронирование. В школах города работало 344 учителя ( смета расходов и штатное расписание отдела и подведомственных учреждений- ЦХАФ АК ф.Р-1221,оп.2.д.7.л1.12). 20 июня 1972г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР " О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы. Перед отделом народного образования была поставлена задача- к новому 1973-1974 учебному году обеспечить завершение перехода ко всеобщему среднему образованию. В июле 1973 г. на шестой сессии Верховного Совета СССР были приняты " Основы законодательства СССР". Право граждан на образование обеспечилось бесплатностью всех видов образования осуществлением всеобщего среднего образования молодёжи, широким развитием заочного и вечернего образования. Основными принципами народного образования были следующие : всеобщее среднее образование молодёжи, профессиональное образование молодёжи, государственный и общественный характер всех учебно- воспитательных учреждений, бесплатность всех видов образования, единство системы народного образования и преемственность, научный характер образования. Систеиа народного образования включала: дошкольное воспитание, общее среднее образование, профессионально- техническое образование, средне-специальное образование, высшее образование, внешкольное воспитание (СЗ СССР т.3,стр.202-203). В декабре 1977г. когда перед школой была поставлена задача решительного поворлта к сфере материального производства и подготовки учащихся к труду, в городе начал работать межшкольный учебный комбинат. Где обучалось 568 школьников по 12 профессиям. Что касается педагогических кадров, то в школах города на данный момент работало 443 учителя, 233 из них имело высшее образование и 294 воспитателя детских садов ( справка проверки работы отдела народного образования краевым отделом народного образования ф.Р-9.оп.2.д.120.л1,2.). 12 апреля 1984г. Верховным Советом СССР были одобрены " Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы". реформа школы имела своей целью поднять её работу на новый качественнй уровень. Осуществить реформу -значило решить следующие основные задачи : повысить качество образования и воспитания. обеспечить более высокий научный уровень преподавания каждого предмета, усовершенствовать учебные планы и программы, учебники и учебные пособия, коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе, усилить ответственность учащихся за качество учёбы, поднять престиж учителя и мастера производственного обучения, их теоретическую и практическую подготовку, укрепить материально- техническую базу учебных заведений, дошкольных и внешкольных учреждений, усовершенствовать структуру общеобразовательной и профессиональной школы и управление народным образованием. Нужно было установить следующую структуру: начальная школа :1-4 классы, неполная средняя школа: 5-9 классы, средняя общеобразовательная: 10-11классы общеобразовательной школы, профессиональная школа: средние профессионально- технические училища, средние специальные учебные заведения. В управлении народным образование предполагалось укрепить районное звено, улучшить стиль и методы работы, обеспечить глубокий анализ состояния образования, совершенствовать учебные планы и программы, учебники и методическую литературу, упорядочить систему инспекторского контроля за работой школ и других учебно- воспитательных учреждений, большое внимание уделять изучению. пропаганде и внедрению передового опыта учебной и воспитательной работы ( СЗ СССР.т.3.стр222-226). На этот момент в городе работало 8 средних. 1 восьмилетняя вспомогательная школа-интернат, 3 школы рабочей молодёжи, 4 внешкольных учреждения: Дом пионеров, станции юных натуралистов и юных техников, детская спортивная школа, два учебно- производственных комбината, 25 дошкольных учреждений. В школах и внешкольных учреждениях работало 474 педагогических работника. В условиях реформы укрепляется материально- техническая база, все школы перешли на каьинетную систему. Ежегодно заканчивали среднюю школуболее 300 учащихся , 22% из них поступали в высшие учебные заведения,17% в средние учебные заведения, 40%- в профтехучилища( документы январской и августовской конференций учителей ф.Р-9.оп.2.д.234.л10-11). С сентября 1986г. начался прееход на 11-летнюю структуру школы. До этого уже практиковалось обучение детей в подготовительных классах на базе детских садов. Переход на обучение детей в подготовительных классах потребовал значительных материальных затрат. К этому времени в городе была построена новая средняя школа № 17, расширен штат городского отдела народного образования ( сметы расходов и штатные расписания ф.Р-9.оп.2.д.253.л.133). Согласно штатному расписанию за 1987г.-1988г. аппарат городского отдела народного образования возглавлял заведующий и в штат входили 4 инспектора. заведующий методическим кабинетом, 3 методиста, библиотекарь, секретарь-машинистка, главный бухгалтер, 2 бухгалтера. экономист, кассир, шофёр. В этом же году открыт новый детский сад № 21 ( сметы и штатные расписания ф.Р-9.оп.2.д.261.л.95,131). В момент реформы исполнительной власти и на основании Указа Президента РСФСР от 22.08.91г. № 21 отдел народного образования переименован в комите по образованию администрации г. Славгорода Алтайского края ( распоряжение главы администрации от 24.12.91г. № 516-р,ф.Р-6.оп.3.д.608.л.249). С этого момента в структуру комитета входят: председатель, централизованная бухгалтерия,методический кабинет, хозяйственная группа. В 1995 году постановлением администрации г.Славгорода от 22.05.95г. № 260 было принято Положение о комитете по образованию. Основными задачами комитета являются : обеспечение проведения в городе единой политики в области дошкольного, школьного, дополнительного образования, развитие и поддержка сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, организация подготовки и переподготовки педагогических кадров для всех типов образовательных учреждений города, разработка и осуществление комплекса мер по социально- правовой защите и охране здоровья учащихся. В функции комитета входит: организационная и методическая работа по реализации нормативных правовых актов по вопросам образования, разработка и реализация программ развития образования с учётом национальных, социально-экономических,экологических, культурных, демографических и других особенностей, координация действий муниципальных учреждений образования, организация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров образования, информационное обеспечение образовательных учреждений, разработка примерных учебных планов и программ в рамках своей компетенции, финансирование и контроль за использованием бюджетных средств, направленных из городского бюджета в подведомственных учреждениях, осуществление совместно с другими органами функции опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц, защиту прав детства, организация системы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении, недостатками умственного и физического развития ( Положение о комитете за 1995г.,ф.Р-9,оп.2.д.333.л.2,3). Исходя из анализа реализации задач, стоящих пере комитетом по образованию в 1994-1995гг. учебном году видно, что в городе началось снижение количества детей как в детских садах- закрыто 3 детских сада, так и в школах становится меньше комплектов классов, так учащихся первых классов стало219 против 312 в 1991-92 учебном году ( доклад на августовской конференции,ф.Р-9.оп.2.д.342.л.3). Изменений в названии, подчинённости и функциях комитета с 1991г. не происходило. Юридический адрес комитета : ул. К. Либкнехта,136, г.Славгород Алтайского края, 658820. Система делопрризводства в комитете централизованная. Документы упорядочены по 1999г., опись № 2 дел постоянного хранения утверждена протоколом ЭПМК от 05.03.2002г. № 3. На государственое хранение документы приняты по описи № 2 дел постоянного хранения за 1952г.-1996г. в количестве 310 дел. Документы по описи № 1 дел постоянного хранения за 1948г.-1967г. в количестве 10 дел переданы в краевой архив, акт приёма-передачи от 29 декабря 1969г. без номера, № фонда Р-1221. По описи № 2 дел постоянного хранения за 1950г.-1976г. в количестве 112 единиц хранения акт приёма-передачи от 26 марта 1987г. без номера. В деле фонда первым актом от30.04.1970г. принято 16 дел за 1948-1968гг., актом №2 от 11.12.78г. принято 6 дел за 1971г.-1972г., актом №2 от 12.12.78г. принято 6 дел за 1970г. ( № 2 акта повторно), актом № 3 от 10.12.79г. принято 11 дел за 1971г., актом № 4 от 25.12.80г. принято 7 дел за 1974г., актом № 7 от 11.09.85г. принято 74 дела за 1956г.,1979г.( номера 5,6, актов пропущены), актом № 8 от 12.09.86г. принято 16 дел за 1980г., актом № 9 от 24.08.87г. принято 15 дел за 1981г., актом № 10 от 25.01.88г. принято 13 дел за 1982г., актом № 11 от 17.05.90г. принято 84 дела за 1952г.-1984г., актом № 12 от 17.06.91г. принято 8 дел за 1985г., актом № 13 от 15.10.92г. принято 12 дел за 1986г., актом № 14 от 03.10.94г. принято 13 дел за 1987г, 1988г., актом № 15 от 21.02.96г. принято 14 дел за 1989г.-1990г., актом № 16от 30.04.97г. принято 7 дел за 1991г., актом № 17 от 18.08.98г. принято 10 дел за 1992г., актом № 18 от 17.03.99г. принято 17 дел за 1993г., актом № 19 от 09.03.2000г. принято 8 дел за 1994г., актом № 20 от 20.02.2001г. принято 20 дел за 1995г., актом № 21 от 17.05.2002г. принято 26 дел за 1996г. Описи фонда отдела народного образования подвергались переработке. Акт от 16.01.87г. № 1 на 174 дела за 1950г.-1980г. В фонде проводились проверки наличия и состояния дел- акт утверждён протоколом ЭПМК от 06.12.90г. № 12 за 1950г.-1980г. на 174 дела, акт утверждён протоколом ЭПМК от 18.08.97г. № 10 за 1982г.-1990г. на 222 дела. Основной состав документов в описи : книги протоколо заседаний педагогических советов школ № 1.2,4.5,9,10,11,12,14,15,16, протоколы заседаний совета городского отдела народного образования, документы августовских конференций учителей ( доклады. резолюции), годовые статистические отчёты ( всех форм) о работе учреждений народного образования, об успеваемости и посещаемости учащихся школ города, планы работы методического кабинета, справки инспекторских проверок работы гороно краевым отделом народного образования, списки качественного состава педагогических кадров гороно, годовые сметы расходов, штатные расписания гороно и подведомственных учреждений. годовые бухгалтерские отчёты и приложения к нему, приказы гороно по основной деятельности, протоколы совещаний директоров школ, документы о проведении предметных олимпиад, информации, списки учителей и переписка с краевым отделом народного образования по итогам аттестации учителей. Сформированы документы по видам и в основном за один учебный год. Книги протоколов заседаний педагогических советов школ сформированы за два и более лет. Систематизированы документы в описи по значимости и по хронологии. Физическое состояние дел удовлетворительное. Список использованных источников: 1. ЦХАФ АК ф.Р-364.оп.1.д.1.ф.Р-672.оп.4.д.1.ф.Р-573.оп.1.д.19.ф.Р-1221.оп.1.№№ 3,6,7. 2. СЗ СССР т.3. 3.Дело фонда Р-9. 4.Архивный отдел администрации г. Славгорода - ф.Р-9.оп.2.д.18,120,234,253,261,333,342,ф.Р-6.оп.3.д.608. заведующая архивным отделом администрации г.Славгорода В.Ф. Фукс 02.10.2002г. Согласовано протокол ЭПМК управления архивного дела администрации Алтайского края от 17.10.2002. № 18

Количество дел: 1026

Крайние даты документов: 1952-2016

Количество описей: 1

Всего описей: 1-1 из 1