сведения
Архив:
Краевое государственное бюджетное учреждение "Государственный архив Алтайского края"
Номер фонда:
219
Исторический период: дореволюционный
Переименования
Дата: 04.09.1917-01.02.1918
Переименование: Фонд 219. Барнаульская городская управа, г. Барнаул Барнаульского уезда Алтайской губернии
Сокращенное наименование: Барнаульская городская управа
Дата: 01.01.1898-05.05.1917
Переименование: Фонд 219. Барнаульская городская управа, г. Барнаул Барнаульского уезда Томской губернии
Сокращенное наименование: Барнаульская городская управа
Дата: 01.01.1877-01.01.1898
Переименование: Фонд 219. Барнаульская городская управа, г. Барнаул Барнаульского округа Томской губернии
Сокращенное наименование: Барнаульская городская управа
Дата: 16.06.1918-01.12.1919
Переименование: Фонд 219. Барнаульская городская управа, г. Барнаул Барнаульского уезда Алтайской губернии
Сокращенное наименование: Барнаульская городская управа
Аннотация
Указы Императора, правительствующего Сената, циркуляры и распоряжения центральных и губернских правительственных учреждений (копии).
Постановления и протоколы заседаний городских дум, управ.
Отчеты и балансы, сведения о количестве промышленных и кустарных предприятий, о ценах на про-дукты и строительные материалы, о хлебных запасах, количестве жителей и учащихся школ. Торговые листы. Договоры, акты, соглашения на аренду торговых и складских помещений. Списки крестьян и ме-щан, лиц, получивших заграничные паспорта. Списки служащих Барнаульской городской Управы (1918-1919); переписка с начальником Барнаульского гарнизона о расквартировании русско-сербского батальона (Ф. 219. Оп. 1).
Финансово-хозяйственные определения, отчеты и сметы доходов и расходов дум, управ, городских учреждений. Бухгалтерские и инвентарные книги дум, управ.
Историческая справка
В 1877 г. в Барнауле было введено Городовое положение от 16.06.1870 г. Согласно этому Положению попечение и распоряжения по городскому хозяйству и благоустройству предоставлялось городскому общественному управлению.
К предметам ведения городского общественного управления относились:
1) дела по заведыванию установленными в пользу города сборами и повинностями;
2) дела по заведыванию капиталами и другими имуществами города;
3) попечение об устранении недостатка продовольственных средств;
4) дела по содержанию в исправности и устройству улиц, площадей, мостовых, набережных, пристаней, тротуаров, общественных садов, бульваров, водопроводов, каналов, прудов, мостов, а также освещение города;
5) попечение о призрении бедных, устройство благотворительных и лечебных заведений;
6) участие в мероприятиях по охранению народного здравия и предупреждению и пресечению падежей скота;
7) попечение о лучшем устройстве города по утвержденным планам, а также о мерах предосторожности против пожаров и других бедствий;
8) участие в заведывании взаимным страхованием городских имуществ от огня;
9) попечение о развитии средств народного образования и установленное законом участие в заведывании учебными заведениями;
10) попечение об устройстве общественных библиотек, музеев, театров;
11) попечение о развитии местной торговли и промышленности, устройство рынков и базаров, содействие устройству биржевых учреждений;
12) удовлетворение возложенных на общественное управление потребностей воинского и гражданского управлений .
Согласно Городовому положению учреждениями городского общественного управления являлись:
1) городские избирательные собрания;
2) городская Дума;
3) городская управа.
Барнаульская городская управа являлась исполнительным органом городского общественного самоуправления.
Согласно Городовому положению 1870 г. функциями городской управы являлись:
• руководство текущими делами по городскому хозяйству, изыскание мер к его улучшению;
• исполнение определений Думы, сбор нужных ей сведений;
• составление проектов городских смет;
• взимание и расходование городских сборов на установленных Думой основаниях;
• представление в назначенные Думой сроки отчетов о своей деятельности и состоянии подведомственных ей частей .
Городская управа состояла из городского головы и двух членов (по Городовому положению 1870 г.), избираемых на заседаниях городской Думы. Городовое положение 1892 г. дало право городской Думе увеличить число членов управы .
На должности членов городской управы избирались также кандидаты для замещения этих должностей в случае временного их отсутствия или совершенного их выбытия. Срок, на который избирались голова и члены управы, составлял 4 года. Через каждые 2 года половина членов управы выбывала по очереди и замещались вновь избираемыми, которыми могли быть и выбывшие . Лица, избранные в должность городского головы, а также назначенные для временного замещения этой должности, утверждались губернатором.
Члены городской управы могли присутствовать на заседаниях Думы, участвовать в прениях, но пользовались правом голоса лишь в том случае, если они гласные .
Порядок занятий городской управы, также указание дел, подлежащих коллективному обсуждению управы или единоличным распоряжением городского головы или членов управы, определялся инструкциями городской Думы, а распределение дел между членами управы - распоряжениями самой управы.
Являясь исполнительным органом, городская управа обладала и некоторой распорядительной властью: утверждала планы частных зданий в пределах города, выдавала разрешения на перестройки и капитальные исправления, решала вопросы устройства безвредных промышленных предприятий и общественных купален.
24 октября 1895 г. городской Думой была утверждена инструкция Барнаульской городской управы. Инструкция определила те вопросы, которые подлежали разрешению коллегиальным порядком в Барнаульской городской управе:
1. предварительное обсуждение документов, представляемых на рассмотрение Думы;
2. исполнение правительственных распоряжений;
3. аренда помещений для нужд городского управления;
4. сдача в аренду городских имуществ;
5. организация торгов, базаров, городских работ;
6. распоряжение городскими финансами;
7. распоряжение и ведение исков по имущественным делам города;
8. рассмотрение строительных предложений по городским работам;
9. оценка недвижимых имуществ для определения городских сборов и проведение их, сбор всех налогов и платежей;
10. рассмотрение жалоб и прошений граждан;
11. назначение и прием граждан на службу в городские общественные учреждения .
Коллегиальное рассмотрение вопросов проводилось на заседаниях, так называемого присутствия, состоящего сначала из 2-х, затем из трех человек (до 1917 г.) и избиравшихся из состава гласных городской Думы. Возглавлял присутствие управы городской голова, ко-торый одновременно председательствовал в Думе. Таким образом осуществлялась координация деятельности этих учреждений.
Городская управа, согласно инструкции 1895 г., имела в своем составе постоянную канцелярию и ряд столов (отделов).
Канцелярия состояла из секретаря, бухгалтера, его помощников, 2-х столоначальников, журналиста, архивариуса, 6 писцов, 1 материального, 1 городского оценщика.
Непосредственное руководство канцелярией осуществлял секретарь управы, в обязанности которого входило: составление проектов постановлений Думы и управы, проверка и просмотр всех докладов, наведение справок из законоположений, правительственных распоряжений, определений Думы.
Материальный занимался присмотром и отпуском материалов и припасов, ведением материальной книги и составлением ежемесячных счетов и годового отчета.
Делопроизводство Управы в канцелярии разделялось на столы (отделы). До 1911 г. управа имела 3 стола:
1-й стол хозяйственно-распорядительный
2-й стол, который занимался производством дел по воинской повинности, оценкой недвижимых имуществ, раскладкой и сбором налогов.
3-й стол бухгалтерский, в обязанности которого входила выдача торговых документов, ведение общих приходорасходного журнала и бухгалтерских книг, составление ежемесячных счетов и годовых отчетов по приходу и расходу всех денежных сумм .
В 1911 г. городской Думой была утверждена новая инструкция для городской управы, в которой было более детально регламентирована сфера деятельности каждого отдела.
Делопроизводство канцелярии городской управы, по этой инструкции, состояло из 4-х отделов во главе с делопроизводителями (так стали называться столоначальники).
1-й отдел. Распорядительный. Функции его: а) заведывание городскими имуществами и общественными сооружениями, ведение инвентаря городских недвижимых имуществ; б) представление об утверждении изменений в плане города; в) благоустройство города; г) утверждение планов и фасадов частных построек в городе; д) принятие в пользу города пожертвований; ж) заведывание благотворительными и другими общеполезными заведениями в хозяйственном отношении; з) принятие мер к соблюдению чистоты в помещениях для продажи съестных припасов; и) устройство торговой полиции и порядок ее действий; к) выдача разрешений на содержание трактирных заведений, постоялых дворов; л) выдача всех шнуровых по городскому ведомству книг; м) содержание городских общественных зданий и памятников; н) распоряжения о продаже городских земель под частные постройки, об отдаче в арендное содержание оброчных статей.
2-й отдел ведал делопроизводством по воинской повинности.
3-й отдел, в его функции входило: а) оценка недвижимых имений для сбора налога; б) сбор всех налогов с недвижимости; в) взыскание недоимок по этим сборам; г) оценка недвижимых имуществ для залога в общественном банке; д) ведение списков городских избирателей и делопроизводство по выборам гласных; е) дела по отбыванию городской натуральной и денежной повинности.
4-й одел бухгалтерский. Функции его не изменились.
В обязанности делопроизводителя каждого отдела входило хранение дел, надзор за установленным порядком делопроизводства вверенных им частей, заготовление по таковым проектов постановлений присутствия и исполнительных бумаг .
Для принятия соответственных мер в случаях чрезвычайных, а также для ближайшего заведывания отдельными отраслями городского хозяйства и общественного управления при городской управе создавались исполнительные комиссии, которые могли быть временными или постоянными. Комиссии подчинялись городской управе и действовали на основании составленных управой и утвержденных Думой, инструкций. В исполнительные комиссии могли входить не только гласные, но и другие избиратели. Кроме того, городская управа могла пригласить для участия в работе такой комиссии и лиц, не пользующихся избирательным правом, если участие их было полезно и необходимо для успешной деятельности. Такие лица участвовали в работе комиссий с совещательным голосом.
На 1915 г. при Барнаульской городской управе действовало 7 постоянных исполнительных комиссий.
1) Училищная комиссия. Состояла из избираемых на 4 года председателя, членов комиссии, санитарного врача с правом совещательного голоса. Комиссия была создана для ближайшего заведывания делали ученых и образовательных учреждений, содержимых на средства Барнаула или получающих от него денежные пособия;
2) Врачебно-санитарный совет. Состоял из председателя, членов управы в полном составе, председателей участковых санитарных попечительств, врачей, состоящих на службе города, заведующего санитарным бюро, заведующего городской аптекой, архитектора и 1 представителя от медицинских и ветеринарных фельдшеров. Функциями этой комиссии являлось выяснение санитарных нужд города, выработка мероприятий по оздоровлению, наблюдение за санитарным состоянием городских школ, общее наблюдение за деятельностью всех видов учреждений врачебно-санитарно-ветеринарных городских организаций;
3) Комиссия по благоустройству города. Состояла из председателя, 4-х членов и 4-х кандидатов, избранных на 4-хлетие. Функциями этой комиссии являлось заведывание благоустройством города, устройством противопожарных мер, организацией ночной охраны;
4) Строительная комиссия. Состояла из председателя, 4-х членов и 4-х кандидатов, избранных на 4-хлетие. Функциями этой комиссии являлось рассмотрение проектов смет и планов на новые городские постройки и на капитальный ремонт старых, утверждение торговых производств, сдача работ по постройкам, наблюдение за производящимися городскими постройками;
5) Библиотечная комиссия, созданная для заведывания городской общественной библиотекой. Состояла из 4-х членов и 4-х кандидатов, избранных на 4-хлетие.
6) Телефонная комиссия, созданная для заведывания хозяйственными делами и управления городской телефонной сетью. Состояла из председателя, 4-х членов, 4-х кандидатов, избранных на 4-хлетие. В состав комиссии входили также один из членов управы и заведующий телефонной сетью.
7) Комитет по управлению городской Александровской богадельней. Состоял из председателя, двух членов, городского врача и священника .
Кроме комиссий для исполнения постоянных обязанностей по различным отраслям городского хозяйства назначались отдельные должностные лица: городской архитектор, городской санитарный врач, статистик, юрисконсульт, инженер.
На инженера возлагались все инженерные работы по распоряжениям городского Головы, городской управы и постановлениям городской Думы.
Инженер и архитектор при городской управе составляли коллегию - Технический совет. В функции архитектора входило проведение предварительного рассмотрения строительных проектов, архитектурных планов, осмотр построек на месте, выдача технических заключений, возобновление и исправление планов городских зданий. Сфера его компетенции ограничивалась частнособственническими постройками и общественными зданиями. Заключения по подготовке и проведению строительных и ремонтных работ по остальным городским сооружениям (мостовые, площади, тротуары, водопровод, водостоки, набережные) мог выдавать только Технический совет.
В функции юрисконсульта входило ведение в судебных и прочих правительственных учреждениях в качестве поверенного городского общественного управления имущественных дел города, представление мнений и заключений по встречающимся в общественных делах юридическим вопросам.
Городской статистик руководил сбором статистических сведений по всем отраслям городского хозяйства по требованию городской управы .
После февральской революции 1917 г. на имя городского головы 17 марта 1917 г. было получено телеграфное распоряжение Томского временного комитета общественного порядка и безопасности о необходимости проведения выборов в городские народные собрания и их исполнительные комитеты.
На народные собрания возлагались функции организации хозяйства, установление сборов, охрана порядка, покоя, здоровья, жизни и имущества жителей города, наблюдение за деятельностью своего исполнительного комитета. На исполкомы народных собраний возлагалось исполнение постановлений соответствующих народных собраний, подготовка материалов для заседаний народных собраний, исполнение постановлений высших народных собраний и государственных законодательных учреждений, избрание должностных лиц для заведывания хозяйством, продовольствием, взыскание сборов и налогов, организация милиции для охраны порядка жизни и имущества населения .
16 апреля 1917 г. на основе всеобщего равного, прямого и тайного голосования было избрано Барнаульское городское народное собрание. 5 мая 1917 г. состоялось первое заседание городского народного собрания. На этом заседании был избран исполнительный комитет. Дела Барнаульской городской Думы были переданы Барнаульскому городскому народному собранию; городской управы - ее исполнительному комитету .
Неоднократное обращение председателя исполнительного комитета А.В. Духанина к Временному правительству с просьбой утвердить народное собрание как новые органы власти на местах не дали результата. Временное правительство категорически отказалось принять это государственно-правовое нововведение и потребовало сохранения всех старых структур.
4 сентября 1917 г. состоялось первое заседание нового состава Барнаульской городской Думы. На этом заседании были избраны отдельно председатель Думы и городской голова, председательствовавший в городской управе .
На заседании городской Думы 24 сентября 1917 г. был установлен штат городской управы - 6 человек, кроме городского головы. Был избран новый состав управы по принципу представительства от каждой фракции Барнаульской городской Думы .
7 декабря 1917 г. власть в городе захватил военно-революционный комитет Барнаульского Совета рабочих и крестьянских депутатов .
Управа продолжала действовать, исполняя хозяйственные функции до февраля 1918 г., когда передала дела Совету .
После свержения Советской власти в июне 1918 г. Барнаульское городское самоуправление возобновило свою работу.
Первое заседание Барнаульской городской Думы состоялось 16 июня 1918 г. Журнальным постановлением Думы было предложено управе возобновить свою деятельность и назначить перевыборы в городскую Думу .
8 сентября 1918 г. состоялось первое заседание городской Думы нового состава. На нем был определен штат городской управы: городской голова, его заместитель и 5 членов .
В условиях полнейшей хозяйственной разрухи в 1917-1919 гг. Барнаульская городская Дума и управа предпринимали результативные попытки для поддержания нормальной жизни в городе, особенно для решения обострившихся социальных задач. В целях трудоустройства увеличившегося числа безработных совместно с профсоюзами в декабре 1917 г. была открыта биржа труда со столовой и ночлежным приютом. Для гарантированного лечения больных были созданы больничные кассы. Городской управой организовывалась посадка горожанами огородов на дополнительно выделенных участках земли.
К 1919 г. в связи с ростом различных отраслей городского хозяйства и усложнившимися задачами городского самоуправления при городской управе фактически сложились следующие отделы:
1. Канцелярия
2. Юридический
3. Врачебно-санитарный
4. Общественного призрения
5. Статистический
6. Оценочно-налоговый стол
7. Технико-строительный
8. Адресный стол
9. Межевой
10. Земельно-арендный
11. Бухгалтерия .
В декабре 1919 г. Советская власть в Барнауле была восстановлена и деятельность Барнаульской городской управы была прекращена.
Первоначально документы фонда находились в составе фонда № 51 "Барнаульская городская Дума и управа". В 1977 г. они были выделены в самостоятельный фонд № 219, составлена переводная таблица. Часть документов фонда № 219 "Барнаульская городская управа" осталась в фонде № 51 "Барнаульская городская дума". Это - постановления, приходно-расходные сметы и доклады управы.
Фонд № 219 был образован в 1977 г. в результате выделения документов из фонда № 51.
Все документы фонда № 219 условно можно разделить на несколько групп:
• документы о деятельности собственно управы как городского общественного учреждения - протоколы заседаний, постановления управы, книги регистраций входящих и исходящих документов, описи дел;
• документы о деятельности городских общественных учреждений - ведомости, счета, списки служащих, заявления о приеме на службу, договора об аренде посещений, определения о порядке действия учреждений, акты ревизий, определения об установлении ставок окладов и вознаграждений (народное образование, здравоохранение, аптеки, телефонные станции);
• документы, касающиеся деятельности городских частнособственнических торговых и промышленных предприятий - заявления, прошения граждан, заключения о разрешении строительства и деятельности, договора о сдаче в аренду или продаже земельных участков;
• документы о сдаче в аренду городских земельных участков, усадебных и доходных мест, оброчных статей - заявления граждан, условия сдачи и проведения торгов, договоры, ведомости о взимании арендной платы, списки недоимщиков, в том числе документы об отводе земельных участков под строительство Алтайской железной дороги;
• документы, касающиеся предприятий, проводимых в связи с первой мировой войной - ведомости на выдачу квартальных окладов за размещение воинских частей и лазаретов, ведомости о расходах продовольствия, документы о проведении мобилизаций в ополчение и проведении заготовок для нужд армии;
• документы, касающиеся статуса городских сословий, прежде всего купечества - заявления и ведомости о выдаче сословных гильдейских свидетельств.
В фонде № 219 имеются также журналы Барнаульского городского народного собрания за 1917 г. .
Особенностью состава документов фонда является то, что постановления управы имеются с 1907 года.
КГКУ ГААК. Историческая справка к фонду № 219
Барнаульская городская управа.
Список источников и литературы:
1. ПСЗРИ. II-е собрание. Т. ХLV. № 48498. Л. 821-839.
2. ПСЗРИ. III-е собрание. Т. ХII. № 8708. Л. 433-456.
3. Барнаульская городская Дума. Сборник документов. Барнаул. 1999.
4. Великая Октябрьская социалистическая революция . Энциклопедия. М. 1987.
5. ЦХАФ АК. Ф. 219. Оп. 1. Д. 30, 92.
6. Там же. Ф. 51. Оп. 1. Д. 16; Оп. 2. Д. 6, 7, 9.
7. Там же. Дело фонда № 219.
Количество дел: 184
Крайние даты документов: 1878-1922
Количество описей: 1