51 Барнаульская городская Дума

сведения
Архив:  Краевое государственное бюджетное учреждение "Государственный архив Алтайского края"
Номер фонда:  51
Исторический период:  дореволюционный
Переименования
Дата:  07.04.1877-01.01.1898
Наименование:  Фонд 51. Барнаульская городская Дума, г. Барнаул Барнаульского округа Томской губернии
Сокращенное наименование:  Барнаульская городская Дума
Дата:  01.01.1898-17.06.1917
Наименование:  Фонд 51. Барнаульская городская Дума, г. Барнаул Барнаульского уезда Томской губернии
Сокращенное наименование:  Барнаульская городская Дума
Дата:  17.06.1917-18.02.1918
Наименование:  Фонд 51. Барнаульская городская Дума, г. Барнаул Барнаульского уезда Алтайской губернии
Сокращенное наименование:  Барнаульская городская Дума
Дата:  06.06.1918-10.12.1919
Наименование:  Фонд 51. Барнаульская городская Дума, г. Барнаул Барнаульского уезда Алтайской губернии
Сокращенное наименование:  Барнаульская городская Дума
Аннотация
Указы Императора, правительствующего Сената, циркуляры и распоряжения центральных и губернских правительственных учреждений (копии). Постановления и протоколы заседаний городских дум, управ. Отчеты и балансы, сведения о количестве промышленных и кустарных предприятий, о ценах на продукты и строительные материалы, о хлебных запасах, количестве жителей и учащихся школ. Торговые листы. Договоры, акты, соглашения на аренду торговых и складских помещений. Списки служащих Барнаульской городской Управы (1918-1919 гг.); переписка с начальником Барнаульского гарнизона о расквартировании русско-сербского батальона (Ф. 51. Оп. 2). Списки кандидатов в члены Учредительного собрания от всех фракций (Ф. 51. Оп. 2. Ед. хр. 118). Финансово-хозяйственные определения, отчеты и сметы доходов и расходов дум, управ, городских учреждений. Бухгалтерские и инвентарные книги дум, управ. Оценочные ведомости на недвижимое имущество по г. Барнаулу за 1920 г. (Ф. 51. Оп. 2. Ед. хр. 154-156).
Историческая справка
Городские Думы и управы впервые были учреждены в 1795 г. правительством Екатерины II по "Грамоте на права и выгоды городам Российской империи" . С падением крепостного права в 1861 г. и развитием капитализма города превращались в крупные промышленные центры. Росло городское население и численность городов. Городская реформа 1870 г. явилась одной из серии буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. 16 июня 1870 г. императором Александром II было утверждено Городовое положение . Согласно этому Положению попечение и распоряжения по городскому хозяйству и благоустройству предоставлялось городскому общественному управлению. К предметам ведения городского общественного управления относились: 1) дела по заведыванию установленными в пользу города сборами и повинностями; 2) дела по заведыванию капиталами и другими имуществами города; 3) попечение об устранении недостатка продовольственных средств; 4) дела по содержанию в исправности и устройству улиц, площадей, мостовых, набережных, пристаней, тротуаров, общественных садов, бульваров, водопроводов, каналов, прудов, мостов, а также освещение города; 5) попечение о призрении бедных, устройство благотворительных и лечебных заведений; 6) участие в мероприятиях по охранению народного здравия и предупреждению и пресечению падежей скота; 7) попечение о лучшем устройстве города по утвержденным планам, а также о мерах предосторожности против пожаров и других бедствий; 8) участие в заведывании взаимным страхованием городских имуществ от огня; 9) попечение о развитии средств народного образования и установленное законом участие в заведывании учебными заведениями; 10) попечение об устройстве общественных библиотек, музеев, театров; 11) попечение о развитии местной торговли и промышленности, устройство рынков и база-ров, содействие устройству биржевых учреждений; 12) удовлетворение возложенных на общественное управление потребностей воинского и гражданского управлений . Согласно Городовому положению учреждениями городского общественного управления являлись: 1) городские избирательные собрания; 2) городская Дума; 3) городская управа. Городские избирательные собрания созывались через каждые 4 года для избрания гласных Думы и кандидатов к ним в сроки, назначаемые городской управой. В избиратель-ных собраниях председательствовал городской голова. В основе избирательного права городской реформы 1870 г. лежал бессословный принцип и налоговый ценз. Правом голоса пользовались те горожане, которые владели на праве собственности недвижимым имуществом, подлежащим сбору в пользу города, либо уплачивали в пользу города установленный сбор со свидетельств: купеческого, промыслового на мелочный торг, или с билетов на содержание промышленных заведений . В Барнауле Городовое положение от 16 июня 1870 г. было введено в 1877 г. Барнаульская городская Дума являлась выборным распорядительным органом городского самоуправления. Городская Дума состояла из гласных, под председательством городского головы, избираемых раз в четыре года налогоплательщиками. Городской голова избирался на заседании городской Думы из числа гласных и утверждался губернатором. При выборах первого состава Барнаульской Думы избирателей насчитывалось 10,5% от общего числа горожан . Было избрано 72 гласных, из них чиновников - 26, купцов - 19, мещан - 16, духовных - 1, прочих - 10. Журнальные постановления Барнаульской городской Думы за 1877-1901 гг. не сохранились. Сведения о начале деятельности городской Думы имеются в журнальном постановлении Думы от 9 января 1902 г. № 6 "О выборе комиссии для организации празднования 25-летия введения в г. Барнауле Городового положения". В докладе городской управы на этом заседании было отмечено, что "гласные Барнаульской городской Думы в заседании 7 апреля 1877 г., выслушав предложение томского губернатора от 24 марта 1877 г. за № 1874 ... об утверждении городским головой статского советника Николая Андреевича Давидович-Нащинского... определили: 1) принести присягу на верность службе и 2) открыть действие городской Думы и управы" . 11 июня 1892 г. в городах России было введено новое Городовое положение. Городовое положение 1892 г. заменило налоговый ценз имущественным. Избирательные права получили те жители города, которые имели недвижимое имущество, оцененное особой оценочной комиссией . По Городовому положению 1892 г. число гласных в Барнаульской городской Думе было сокращено до 32 человек . Согласно Городовым Положениям 1870 г. и 1892 г. функциями городской Думы являлись: • назначение выборных должностных лиц городского общественного управления; • назначение содержания должностным лицам; • установление, увеличение и уменьшение городских сборов и налогов; • переложение натуральных повинностей в денежные; • принятие в пользу города пожертвований; • рассмотрение и утверждение городских смет; • установление правил для заведывания городскими имуществами и сооружениями, а также состоящими в ведении общественного управления благотворительными заведениями; • определение общего порядка действий исполнительной общественной власти и снабжение ее инструкциями о заведывании вверяемыми ей делами; • утверждение постановлений по вопросам городского благоустройства; • представление об утверждении изменений в плане города; • постановление определений и ходатайств от имени города перед высшим правительством о местных пользах и нуждах; • отнесение содержания и устройства тротуаров, ночных караулов, вывоза нечистот на общие городские средства или на особые сборы домовладельцев; • установление такс на хлеб и мясо, за пользование извозчичьими экипажами, конно-железными дорогами . Заседания городской Думы назначались: а) по усмотрению городского головы; б) по требованию губернатора; в) по желанию не менее 1/5 части гласных, заявленному городско-му голове. Для рассмотрения городского бюджета и отчетов городской управы должно было быть не менее 2-х заседаний в год в сроки, назначаемые определениями Думы с утверждения губернатора. Городская Дума приступала к рассмотрению дел: а) по предложениям городского голо-вы или гласных; б) по представлению Городской управы; в) по предложениям, требованиям и заявлениям правительственных учреждений; г) по просьбам и жалобам частных лиц . Копии всех определений (постановлений) Барнаульская городская Дума представляла на утверждение губернатору . Городовое положение 1892 г. усилило контроль со стороны губернатора. Он утверждал постановления городской Думы об установлении расценок на городские земли, об условиях выкупа состоящих в бессрочной аренде усадеб, о займах. Губернатор мог остановить исполнение постановлений городской Думы, если они не согласовывались с законами или не соответствовали государственным нуждам . Однако на практике, как было отмечено на заседании городской Думы 5 апреля 1905 г. "все начинания города зависят от утверждения губернской власти. Административная опека касается не только основных вопросов хозяйственной жизни города, но и таких мелочей, как назначение какого-либо лица в канцелярию городской управы. В области народного образования городское управление не имеет никакого влияния. Вся его роль сводится только к ассигнованию средств на содержание школ, без прав какого бы то ни было воздействия на их учебно-воспитательную постановку. Барнаул значительную часть своего бюджета затрачивает на содержание полиции, но он лишен прав не только влиять на ее деятельность, но даже, в целях проверки действительности расхода на полицию, не может произвести фактический подсчет наличности нижних полицейских чинов" . Отчет о деятельности Барнаульского городского общественного управления за 1903 г. дает конкретное представление о вопросах, рассмотренных на заседаниях городской Думы. В 1903 г. было "рассмотрено 190 вопросов, касающихся следующих отделов внутреннего и внешнего благоустройства города и его хозяйства: народного образования, библиотек и стипендий - 24, народного здравия и медико-санитарно-ветеринарной части - 21, внешнего благоустройства, устройства канав и водоснабжения - 13,городских земель, арендных статей и торговли - 42, трактирного промысла и налогов - 18, выборы на городские должности - 14, воинской квартирной повинности - 12, обязательных постановлений смет, проектов, докладов - 11, полиции и вооружения городовых - 5, пароходных пристаней и переправ - 7, народного продовольствия - 4, городского пожарного дела - 4, взаимного и губернского страхования - 5, судебных дел - 2, содержания хора певчих и пр. - 4, извозного промысла – 4" . Согласно Городовым Положениям предварительное рассмотрение росписей, отчетов и других дел, городская Дума могла возлагать на особые подготовительные комиссии, состав-ленные из гласных по ее назначению. Подготовительные комиссии назначались при город-ской Думе или как постоянные для последовательного рассмотрения дел, или как временные для предварительного рассмотрения отдельных вопросов. Подготовительные комиссии не имели никакой исполнительной и распорядительной власти. Деятельность каждой комиссии ограничивалась собиранием необходимых для исполнения возложенных на нее поручений, сведений и иных справок. Окончив рассмотрение дела, подготовительная комиссия изготавливала и представляла Городской Думе доклад. Наиболее полный список комиссий имеется в документах Думы 1915 г. На этот год при Барнаульской городской Думе существовали следующие постоянные подготовительные комиссии: 1. ревизионно-контрольная комиссия, состоящая из председателя, трех членов и двух кандидатов. Комиссия занималась рассмотрением и проверкой отчетов городской управы и других исполнительных органов и учреждений; ревизией кассы, счетоводства и делопроизводства городской управы; 2. финансовая комиссия, состоящая из председателя и 4 членов; 3. центрально-оценочная комиссия, состоящая из председателя и 2 членов. Комиссия занималась оценкой и переоценкой недвижимых имуществ с целью обложения их государственным налогом и городским оценочным сбором; 4. комиссия по ревизии банка, состоящая из 2 членов. Комиссия занималась проверкой составленного отчета Барнаульским общественным банком; 5. продовольственная комиссия, организованная для изыскания средств на приобретение необходимых продуктов потребления и распределения их между населением . Журнальным постановлением от 10 февраля 1916 № 21 при городской Думе была организована подготовительная железнодорожная комиссия для изучения вопросов по постройке железной дороги, соединяющей Обь с Северным Ледовитым океаном, а также Томск-Енисейской железной дороги. За период с 1902 г. по 1917 г. существовали следующие временные подготовительные комиссии при Барнаульской городской Думе: • для организации празднования 25-летия введения в Барнауле Городового положения; • по заготовке хлеба для продажи жителям; • для пересоставления и пересмотра существующих постановлений и согласования таковых с требованиями времени; • для составления программы празднования 100-летнего юбилея со дня рождения А.С. Пушкина; • по вопросам о выработке проекта земских учреждений в Сибири; • для рассмотрения сметы на постройку арестного дома и определения способов и сроков постройки этого дома; • по расширению зданий городского двухклассного и Александринского женского учили-ща; • по достройке здания городской больницы; • для разработки вопроса о попудном сборе; • для разработки вопроса об учреждении в Барнауле сельскохозяйственного института; • по составлению обязательных постановлений о порядке производства ликвидаций и продаже товаров торговыми фирмами Барнаула. К 1917 г. на средства города существовали и являлись подведомственными городскому общественному управлению: 1) городская аптека; 2) заразная больница; 3) городская больница; 4) городская амбулаторная лечебница; 5) городское попечительство по призрению семей призванных нижних чинов; 6) Александровская городская богадельня; 7) сиротский суд; 8) общественная библиотека; 9) городская ветеринарно-санитарная станция; 10) городская скотобойня; 11) полицейская команда; 12) городская общественная пожарная команда; 13) 2-е мужское высшее начальное училище; 14) 1-е и 2-е женское высшее начальное училище; 15) 22 городских приходских училища; 16) Барнаульский общественный банк (Требовательные ведомости на выдачу зарплаты слу-жащим подведомственных учреждений) . Победа февральской революции 1917 г. привела к ликвидации монархии и старого государственного аппарата. В первые же месяцы после революции были повсеместно упразднены должности губернаторов, уничтожены губернские правления, охранные отделения. Упраздненные должности и учреждения на местах были заменены губернскими, городскими и уездными комиссарами Временного правительства и их аппаратом. В это же время на местах стали создаваться выборные временные комитеты общественного порядка. Наряду с этим продолжали существовать и действовать старые управленческие структуры. После февральской революции 1917 г. власть в Барнауле осуществляли 3 института: 1) комитет общественного порядка и безопасности и его исполнительное бюро; 2) городская Дума и управа; 3) Советы рабочих и солдатских депутатов и их исполкомы. На имя городского головы 17 марта 1917 г. было получено телеграфное распоряжение Томского временного комитета общественного порядка и безопасности о необходимости проведения выборов в городские народные собрания и их исполнительных комитетов. На народные собрания возлагались функции организации хозяйства, установление сборов, охрана порядка, покоя, здоровья, жизни и имущества жителей города, наблюдения за деятельностью своего исполнительного комитета. На исполкомы народных собраний возлагалось исполнение постановлений соответствующих народных собраний, подготовка мате-риалов для заседаний народных собраний, исполнение постановлений высших народных собраний и государственных законодательных учреждений, избрание должностных лиц для заведывания хозяйством, продовольствием, взыскание сборов и налогов, организация мили-ции для охраны порядка, жизни и имущества населения . 16 апреля 1917 г. на основе всеобщего равного, прямого и тайного голосования было избрано Барнаульское городское народное собрание. Барнаульский комитет общественного порядка 5 мая 1917 г. открыл первое заседание городского народного собрания. На этом за-седании был избран исполнительный комитет. Дела Барнаульской городской Думы были переданы Барнаульскому городскому народному собранию; городской управы - ее исполни-тельному комитету . Народные собрания являлись специфической формой власти на терри-тории Томской губернии. Неоднократные обращения к Временному правительству председателя городского Народного собрания. А.В. Духанина с просьбой утвердить народные собраниях как новые органы власти на местах не дали результата. Временное правительство категорически отказалось принять это государственно-правовое нововведение и потребовало сохранения всех старых структур. В связи с этим городским народным собранием были организованы и про-ведены в августе 1917 г. выборы в городскую Думу. В новый состав Думы было избрано 18 членов от фракции большевиков, 17 - от фракции социалистов-революционеров, 16 - от фракции социал-демократов, 5 - от партии народной свободы, 4 - от фракции домовладельцев, 1 - от фракции общества городов-садов . 4 сентября 1917 г. состоялось первое заседание нового состава Барнаульской городской Думы. В городском самоуправлении была введена новая должность - председателя городской Думы, функции которого до этого исполнял городской голова. Председателем Думы на этом заседании был избран А.В. Духанин, городским головой В.И. Николаев. Журнальным постановлением городской Думы от 25 сентября 1917 г. № 25 были образованы комиссии при городском общественном управлении: 1) оценочная; 2) земельная; 3) по народному образованию; 4) врачебно-санитарный совет; 5) строительная и по благоустройству города; 6) продовольственная; 7) общественного призрения; 8) комитет помощи погорельцам; 9) по вопросам труда; 10) по общественной безопасности; 11) по устройству и эксплуатации муниципальных предприятий; 12) ревизионно-контрольная; 13) о развитии промышленной жизни города; 14) жилищная . 27-28 октября 1917 г. в Барнауле проходило совещание Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и представителей правительственных и общественных учреждений. На этом совещании был организован комитет спасения революции. Журнальным постанов-лением от 29 октября 1917 г. № 69 городской Думой была принята резолюция по отношению к текущему моменту. Барнаульская городская Дума высказалась самым решительным образом против попыток узурпации власти путем вооруженного насилия. Конструкция местной временной власти, по мнению Думы, должна исходить из принципов создания особых органов, объединяющих все силы местной революционной демократии: Советов рабочих, сол-датских и крестьянских депутатов, органов самоуправления и социалистических партий на началах паритета . Журнальным постановлением Барнаульской городской Думы от 13 ноября 1917 г. № 87 был утвержден "Наказ для городской Думы", разработанный Барнаульской городской управой, в котором были регламентированы следующие вопросы деятельности Думы: "О порядке назначения заседаний", "О порядке обсуждения дел", "О порядке изготовления журналов". Согласно этому наказу, очередные заседания Думы назначались в дни, предусмотренные особым расписанием, которое утверждается Думой на год вперед. Внеочередные заседания назначались по усмотрению председателя, по предложению губернского комиссара, по постановлениям Думы, по требованию ревизионной комиссии или по письменному заявлению гласных в количестве не менее 1/3 состава. Для решения вопросов об отчуждении принадлежащих городу недвижимых имуществ, об установлении расценки маломерных мест, назначенных под постройку частными зданиями, о займах, поручительствах от имени города; о заключении договоров с частными предпринимателями относительно устройства, эксплуатации ими сооружений, предприятий общего использования, об отнесении натуральных повинностей домовладельцев на особые с них сборы, о праве застройки на землях, принадлежащих городу, требовался состав гласных 31 человек, или 50%. Заседания Думы были гласными и публичными . 7 декабря 1917 г. власть в городе захватил Военно-революционный комитет Барнаульского Совета рабочих и крестьянских депутатов . На своем заседании 7 декабря 1917 г. городская Дума приняла решение: "не признавать власти ВРК и не подчиняться его распоряжениям, заявить протест и предложить Совету ра-бочих и солдатских депутатов немедленно очистить занятые городские учреждения, отозвать своих представителей из комитета спасения революции и предложить комитету передать полноту власти в городе городскому самоуправлению" . Барнаульская городская Дума и управа продолжали действовать до февраля 1918 г. Журнальным постановлением от 4 (17) февраля 1918 г. городская Дума признала необходимым "ввиду насильственного разгона городской управы… захваченную кассу и делопроизводство сдать Совету солдатских и рабочих депутатов" и фактически прекратила свою дея-тельность. После свержения советской власти в июне 1918 г. Дума возобновила работу. Первое заседание после перерыва в деятельности Думы состоялось 16 июня 1918 г. В связи с выбытием значительного числа гласных Дума вынуждена была назначить новые выборы, которые состоялись 28 августа 1918 г. Барнаульская городская Дума нового состава была представлена 5 фракциями: 1) социал-демократов; 2) социалистов-революционеров; 3) профессиональных организаций; 4) народной свободы, домовладельцев и избирателей от кварталов; 5) социал-демократов и профсоюзов . 8 сентября 1918 г. состоялось первое заседание городской Думы нового состава. Пред-седателем Думы был избран П.А. Казанский, который затем отказался от этой должности . На заседании 15 сентября 1918 г. председателем Думы был избран А.В. Духанин , который пробыл на этом посту до конца 1918 г. Журнальным постановлением городской Думы от 30 декабря 1918 г. № 197 председателем городской Думы был избран В.Ф. Муравьев . Журнальными постановлениями от 30 сентября 1918 г. № 28 и от 22 сентября 1919 г. № 251 были утверждены "Наказы городской Думе", в которых предусматривалось создание при Думе Совета представителей фракции (Совета старейшин). В задачи этого Совета входило: установление перечня подлежащих рассмотрению Думы дел, порядка их рассмотрения, обсуждения принципиальных или особо важных вопросов, а также вопросов, законом, наказом или особыми постановлениями не предусмотренных. В состав Совета входили председатель Думы, заместители (товарищи) его, секретарь Думы и представители от каждой фракции Думы . В 1917-1919 гг. функции городской Думы и управы коренным образом не изменились. Они продолжали действовать на основании Городовых положений 1870 и 1892 гг. В условиях полнейшей разрухи в хозяйственной жизни города, неопределенной поли-тической обстановки в 1917-1919 гг. городская Дума и управа предпринимали результативные усилия для поддержания нормальной жизни в городе, особенно для решения обострив-шихся социальных задач. В целях трудоустройства увеличившегося числа безработных сов-местно с профсоюзами в декабре 1917 г. была открыта биржа труда со столовой и ночлежным приютом. Для гарантированного лечения больных были созданы больничные кассы. В связи с ростом цен Думой был установлен минимум зарплаты, регулировались цены на продукты. Специально созданная комиссия занималась удовлетворением неотложных нужд мас-сы погорельцев: бесплатное выделение участков под застройку и леса, сбор и распределение пожертвований; для обеспечения хлебом и молоком больниц, богадельни, приюта открылись городская хлебопекарня и молочная ферма. 10 декабря 1919 г. в связи с установлением Советской власти деятельность Барнаульской городской Думы была прекращена. Последний документ Барнаульской городской Думы, сохранившийся в фонде, датируется 1 декабря 1919 г. Дата первоначального приема дел фонда не установлена. В 1958 и 1962 гг. дела фонда передавались из отдела Октябрьской революции ГААК в отдел дореволюционных фондов ГААК (Акт № 1 от 03.02.1958 г., акт № 2 от 28.12.1962 г.) . Первоначально в Ф. 51 находились также дела Барнаульской городской управы. В 1977 г. дела управы выделены в самостоятельный фонд. Особенностью состава документов Ф. 51 является то, что определения (постановления) городской Думы сохранились лишь с 1902 г. В составе фонда имеются дела, выходящие за хронологические рамки фондообразователя за 1920 г.: оценочные ведомости на недвижимое имущество по г. Барнаулу, расчетная книга со служащими городской управы и подведомственных ей городских учреждений. В составе фонда имеются документы: • определения (постановления) Барнаульской городской Думы; • постановления, доклады городской управы; • протоколы заседаний комиссий Думы; • заявления горожан, ходатайствующих о выдаче им в аренду земель, о приеме на работу; • списки владельцев недвижимых имуществ, оценочные ведомости на недвижимые имущества по г. Барнаулу; • требовательные ведомости, расчетные книги на выдачу жалованья рабочим и служащим; • финансовые отчеты, сметы доходов и расходов, кассовые книги по доходам Барнаульского городского самоуправления; • постановления городского народного собрания; • списки арендаторов, базарных мест; • протоколы заседаний малых советов, родительского комитета при городских школах; • списки избирателей в гласные Барнаульской городской Думы. Журналы заседаний городской Думы (1915-1917 гг.) отложились также в Ф. 69 Томская губернская казенная палата, постановления Думы (1905 г.) в Ф.П-1061 Комиссия по истории Октябрьской революции и РКП(б) (истпарт) Алтайского губернского комитета РКП(б) (копии). В ЦХАФ АК имеются также фонды подведомственных фондообразователю организаций: 1) Ф. 34 Барнаульский сиротский суд 2) Ф. 80 Барнаульский общественный банк им. Бодунова 3) Ф. 66 Общественная библиотека и музей 4) Ф. 87. Барнаульское 1-е женское высшее начальное училище 5) Ф. 88. Барнаульское 2-е женское высшее начальное училище 6) Ф. 41, Ф. 38 Барнаульское 2-е мужское высшее начальное училище. КГКУ ГААК. Историческая справка к фонду № 51 Барнаульская городская Дума.

Количество дел: 465

Крайние даты документов: 1894-1920

Количество описей: 2

Всего описей: 1-2 из 2