Р-6 Комитет по образованию

сведения
Архив:  Архивный отдел Администрации Панкрушихинского района Алтайского края
Номер фонда:  Р-6
Исторический период:  послереволюционный
Переименования
Дата:  28.09.1937-31.12.1991
Наименование:  Фонд Р-6. Отдел народного образования Панкрушихинского райисполкома Алтайского края, с. Панкрушиха
Сокращенное наименование:  Панкрушихинское районо
Дата:  30.07.1930-18.01.1935
Наименование:  Фонд Р-6. Инспектор по народному образованию и физической культуре Панкуршихинского райисполкома Западно-Сибирского края, с. Панкрушиха
Сокращенное наименование:  Инспектор по народному образованию и физкультуре
Дата:  18.01.1935-28.09.1937
Наименование:  Фонд Р-6. Отдел народного образования Панкрушихинского райисполкома Западно-Сибирского края, с. Панкрушиха
Сокращенное наименование:  Отдел народного образования
Дата:  17.12.2001
Наименование:  Фонд Р-6. Комитет администрации Панкрушихинского района Алтайского края по образованию, с. Панкрушиха
Сокращенное наименование:  Комитет администрации Панкрушихинского района Алтайского края по образованию
Дата:  01.01.1928-30.07.1930
Наименование:  Фонд Р-6. Панкрушихинская районная инспектура по народному образованию Сибирского края, с. Панкрушиха
Сокращенное наименование:  Панкрушихнская инспектура по народному образ-ю
Дата:  12.09.1924-01.01.1928
Наименование:  Фонд Р-6. Стол по народному образованию Панкрушихинского района Каменского округа Сибирского края, с. Панкрушиха
Сокращенное наименование:  Стол по народному образованию
Дата:  01.01.1992-17.12.2001
Наименование:  Фонд Р-6. Комитет по образованию администрации Панкрушихинского района Алтайского края, с. Панкрушиха
Сокращенное наименование:  Комитет по образованию
Историческая справка
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА К фонду № 6 отдела народного образования Панкрушихинского райисполкома Алтайского края Исполнительный комитет Панкрушихинского районного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов был создан 12 сентября 1924 года в связи с образованием Панкрушихинского района на территории Каменского уезда Новониколаевской губернии. (ЦХАФ АК.Ф.Р.-10. Оп. 1. Д. 1004. Л. 226-229). В докладе Панкрушихинскому районному съезду Советов 10 января 1925 года «О работе Панкрушихинского районного исполнительного комитета за период с сентября 1924 года по январь 1925 года» отмечалось, что при райисполкоме был создан стол по народному образованию, заведующим становится Яхинсон. В функции стола по народному образованию входило: -общее наблюдение за деятельностью инспекторов и райполиторганизаторов и других работников просвещения, не находящихся в непосредственном подчинении райисполкомов; -обслуживание просветительных учреждений с финансово- хозяйственной стороны; - проведение борьбы с детской беспризорностью, учреждение опеки над несовершеннолетними, проведение мероприятий по улучшению быта детей и т.д.; - составление смет по народному образованию; - контроль за правильным расходованием просветительными учреждениями денежных средств и за своевременным представлением учреждениями финансовой отчетности; - учет имущества просветительных учреждений, снабжение их учебниками, учебными пособиями, письменными принадлежностями и инвентарем; - ремонт и постройка зданий просветительных учреждений и снабжение их топливом; - отвод земельных участков для просветительных учреждений и снабжение сельскохозяйственным инвентарем; - забота о своевременном обеспечении культурно- просветительных работников денежным, хозяйственным и другими необходимыми ресурсами; - учет личного состава работников просвещения, статистический учет по народному образованию, разработка контрольной сети по всеобщему обучению и ведению учета детей школьного возраста по району. (Архивный отдел администрации г. Камня-на Оби, Ф.Р.-14.Оп. 1. Д. 1 Л. 17-18. Доклад Панкрушихинскому районному съезду Советов от 10.01.1925 года). На пленуме крайисполкома состоявшемся 12 июня 1926 года, отмечалось крайне тяжелое положение в народном образовании: существующая сеть школ была низка по типу, преобладали однокомплексные школы, тяжелые материальные условия, недостаток соответствующих зданий, плохое состояние образования, недостаточное снабжение учебниками, учебными пособиями и литературой, перегрузка работников просвещения и кратковременность учебного года, все это требовало решительных мер по укреплению и нормализации сети просветительных учреждений. На Пленуме было решено: -проводить работу по повышению типа школ; - развернуть сеть временных одногодичных школ для подростков; - достигать 3-летнего курса обучения в начальной школе; - признать необходимым усиление инспекторской деятельности аппаратов окроно и организацию института районной инспектуры просвещения, допуская в отдельных округах обслуживание 1 инспектором 2-х районов. Основными положениями планового осуществления всеобщего обучения в Алтайском крае должны были стать следующие: а) срок осуществления всеобщего обучения ориентировочно определялся сроком, установленным ВЦИК и СНК РСФСР для всей Республики 8 лет, т.е. 1933-1934 годы включительно; б) нормальным (так в документе) типом школ должна была стать школа с 4- летним курсом обучения; в) всеобщее обучение должно охватывать детское население от 8 до 11 лет включительно; г) каждой национальности нужно было обеспечить школу на своем родном языке; д) создать такое положение, при котором не будет отказа в приеме в школу добровольности посещения её. Для борьбы с беспризорностью предполагалось укрепление производственной базы в детских домах, трудовое патронирование детей, глубокое изучение вопроса о правонарушениях беспризорных, усиление работы в отношении опеки. Кроме того, планировалось расширение дошкольных учреждений, строительство детских садов и детских площадок (ЦХАФ АК.Ф.Р.-35. Оп. 1. Д. 8. Л. 9-10. Резолюция по докладу заведующего краевым отделом народного образования от 1926 года). К 1927 году в районе числилось 1 семилетняя (Панкрушиха), 22 начальных школ, в которых обучалось 2213 учащихся из 5114 детей школьного возраста. Работало 44 учителя, имелось 7 ликбезов, в которых обучалось 374 неграмотных, групповым обучением охвачено было 122 человека. (ЦХАФ АК.Ф.Р.-653. Оп. 1. Д. 34. Л. 24-28.Справка о культурно- просветительной работе среди населения за 1926 год). Документ о преобразовании стола по народному образованию в отдел по народному образованию не обнаружен. На основании Постановления Центрального Исполнительного комитета Союза ССР, СНК Союза ССР «О структуре и типовых ориентировочных штатах районных исполнительных комитетов» от 09.08.1930 года отдел народного образования был преобразован в инспектуру по народному образованию исполнительного комитета Панкрушихинского районного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Панкрушихинского района Каменского округа Сибирского края. (ЦХАФ АК.Ф.Р.-653. Оп. 1. Д. 30. Л. 258). Решение Панкрушихинского РИК от 24.09.1930 года). В соответствии с «Положением о структуре и типовых ориентировочных штатах исполнительных комитетов», утвержденным постановлением Президиума ЦИК СССР от 09.08.1930 года в районах Западно- Сибирского края была введена должность инспектора по народному образованию, а с 1932 года вновь созданы отделы народного образования. (ЦХАФ АК.Ф.Р.-653. Оп. 2. Д. 105. Л.114.Л. 27. Отчетные доклады о работе райисполкома за 1930-1933 годы). Постановлением ВЦИК от 30 июля 1930 года был образовании Восточно- Сибирский, а Сибирский край переименован в Западно- Сибирский (СУ РСФСР 1930 год, № 29, ст. 383). Панкрушихинский район вошёл в территорию Западно- Сибирского края. 1 октября 1933 года Постановлением ВЦИК № 50 «Об изменениях в административном делении Западно- Сибирского края» был ликвидирован Панкрушихинский район. Школы сёл Романовского, Велижанского, Луковского, Никольского, Зыковского сельсоветов отошли к Кочковскому району. К Каменскому- Высокогривского, Коневского, Ново- Петровского, Подойниковского, Панкрушихинского, Береговского сельсоветов, а школы Павловского, Зятьковского, Черкасского, Красноармейского, Коивинского сельсоветов- к Баевскому району.( СУ РСФСР. 1933. № 50 ст. 219). Постановлением ВЦИК от 18 января 1935 года «О новой сети районов в Западно- Сибирском крае» был восстановлен Панкрушихинский район в прежних границах. (СУ РСФСР. 1935. № 5, Ст. 57). Районо восстановлен в структуре райисполкома. Постановлением ЦИК СССР от 28.09.1937 года в результате разделения Западно- Сибирского края на Алтайский край и Новосибирскую область, территория Панкрушихинского района вошла в состав Алтайского края. Согласно этому Постановлению в состав Панкрушихинского района вошла территория Урываевского сельсовета, ранее принадлежавшая Хабарскому району, с населенными пунктами с. Урываево и Катешное. (СЗ СССР.1937. № 66, ст. 302). В 1937 году в районе насчитывалось 1 средняя школа, неполных средних-4, начальных 41, количество учащихся 5191. (ЦХАФ АК.Ф.Р.-653. Оп. 1. Д. 34. Л.18.Доклад заведующего районо на совещании учителей района). В 1936 году штатная численность была следующая: заведующий отделом, инспектор школ, счетовод, статистик. (Ф.Р.-6. Оп. 1л. Д. 396. Л.8. Ведомости начисления заработной платы сотрудникам народного образования за 1936 год). Райисполком руководил делом народного образования в районе, содействовал проведению обязательного всеобщего начального обучения и ликвидации неграмотности. Для выполнения закона о всеобуче районо проводил следующие мероприятия: - в конце каждой четверти созывалось совещание руководителей школ, на которых ставились вопросы всеобуча, а также вопросы не снимались с повестки дня на Совете районо, на кустовых методических совещаниях; - использовалось педагогическая пропаганда, т. е. по радио читали лекции, помещали статьи в районной газете, вели беседы с колхозниками о значении культуры и грамотности человека, вели работу с родителями, которые сознательно не отпускали детей в школу; - организовывались занятия на дому с теми учащимися, которые не могли посещать школу в виду отсутствия одежды и обуви; - большую роль играли денежные фонды всеобуча, т.к. только при помощи денежного фонда многие дети могли учиться. Для повышения производительной квалификации учителей и усиления контроля за работой школ в 1939 году была создана сеть кустовых методических объединений (КМО) при средних и семилетних школах. Была дана тематика для работы КМО, где указаны те методические темы, в изучении которых учителя всегда нуждались. (Ф.Р.-6. Оп. 1л. Д. 397. Л.Л.4-5. Приказ № 3 от 12.01.1939 года по личному составу). Для усиления контроля при районо, кроме штатных инспекторов, были утверждены внештатные инспектора, из более квалифицированных и опытных учителей, которые давали высокую успеваемость, тщательно готовились к урокам, проводили их на высоком научном и методическом уровне, давали ценные уроки. Руководство школами со стороны районо в течении всего учебного года осуществлялось через директивные указания, приказы, совещания руководителей школ и посещение школ инспекторами. В конце каждой четверти проводились совещания директоров и заведующих школами. В течении всего года работал Совет районо, заслушивавший отчеты руководителей кустовых методических совещаний, внештатных инспекторов, руководителей школ и классных руководителей об учебно- воспитательной работе, отчеты о подготовке к новому учебному году, о пионерской работе. Кроме совета районо, совещаний руководителей школ, кустовых методсовещаний, проводились семинары с пионервожатыми, совещание завучей, совещания с внештатными инспекторами. Вся работа совещаний проводилась по календарному плану районо. На совещании руководителей школ, Советах районо принимали участие работники райисполкома и райкома ВКП (б) (ЦХАФ АК.Ф.Р.-653. Оп. 1. Д. 26. Л.Л.9- 12 .Отчетный доклад за 1939 год). В 1939 году в штат отдела народного образования добавилось еще 3 инспектора: по начальным школам, по политическому просвещению и по взрослым школам. Вводится должность бухгалтера и сокращена должность статиста. (Ф.Р.-6. Оп. 1л. Д. 396. Л.43-44. Ведомости начисления заработной платы сотрудникам отдела народного образования за 1939 год). Школьная сеть на новый учебный год утверждалась в крайоно и на заседании райисполкома. Всего школ в Панкрушихинском районе на 1941 год учебный год составляло 38, из них 29 начальных школ, 7 – неполно- средних, 2 среднии школы (Панкрушиха, Велижанка). (Ф.Р.-6. Оп. 1л. Д. 1-68. Расчетные ведомости на выдачу заработной платы учителям школ). В августе- сентябре 1942 года в районе были организованы детские дома для детей вывезенных из блокадного Ленингарада и других городов Европейской части страны. В приспособленных помещениях сел Панкрушиха, Высокая Грива, Велижанка, Романово располагались 50-70 детей. Согласно контингента в детском доме был определен штат воспитателей, инструкторов и другого обслуживающего персонала. В них работали: директор, завуч, 5-7 воспитателей, по 2 инструктора по труду, пионервожатый, преподаватели по музыке и физкультуре, бухгалтер, завхоз, повара, медицинский работник, прачка, кастелянша, сторож, дворник, уборщица, конюх. (Ф.Р.-30. Оп. 1. Д. 4. Л.12.Смета расходов и штатное расписание . Детский дом осуществлял коммунистическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста, подготавливая всесторонне развитых, дисциплинированных, способных преодолевать трудности людей. В 1956- 1957 годах в районе были ликвидированы Панкрушихинский, Велижанский, Романовский детские дома. Высокогривский детский дом был ликвидирован в 1964 году (точные даты не установлены, данные взяты из карточки фонда). В соответствии с постановлением Совета народных Комиссаров Союза ССР от 6 февраля 1945 года «Об организации отделов по делам культурно- просветительных учреждений при крайисполкомах, облисполкомах и рай (гор) исполкомах» решением Алтайского крайисполкома № 81 от 26 февраля 1945 года из отдела образования был выделен отдел по делам культурно- просветительных учреждений Панкрушихинского райисполкома, на которого возлагалось руководство всей сетью культурно- просветительными и осуществление государственного контроля за работой библиотек и клубных учреждений всех ведомств. (ЦХАФ АК.Ф.Р.-1041. Оп. 1. Д. 7. Л.66. Решение исполкома Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 26.02.1945 № 129а). В 1949 году по решению партии и правительства школы района переходят ко всеобщему семилетнему образованию, а в 1951 году начальные школы с. Береговое, с. Ленское, с. Борисовки были преобразованы в семилетние. Ощущалось острая нехватка учителей. К тому времени в районе насчитывалось 66 учителей, не имевших образования. (Ф.Р.-6. Оп. 1л. Д. 405. Л. 60. Приказ по личному составу от 15.12.1951 № 67). Успеваемость по школам района в 1956 году была низкая. Из 3439 учащихся не успевало 602 человека, что составляло 17,5%. В районе было учтено неграмотных 349 человек, обучено 204, подлежало обучению 145 детей.(Ф.Р-6. Оп. 1л. Д. 417. Л.2-3. Приказ по личному составу от 10.01.1956 № 5). Причиной низкой успеваемости по отдельным школам и у отдельных учителей являлось крайне недостаточный внутришкольный контроль (мало проводилось тренировочных работ, отсутствовала наблюдательная работа с учениками, недостаточный обмен опытом, методическая неподготовленность отдельных учителей). Во исполнении постановления бюро Алтайского крайкома КПСС и Исполнительного комитета Краевого Совета депутатов трудящихся от 20.08.1956 года № 536-15с «О реорганизации и сокращении аппарата райисполкомов и некоторых районных учреждений» вместо районного отдела народного образования была создана инспектура школ при райисполкоме в составе 2 работников. Школьную систему передали райплану, вопросы финансирования- райфинотделу. (Ф.Р.-11. Оп. 1л. Д. 9 Л.3. Ведомости начисления заработной платы за 1956 год). В 1957 году народное образование страны переходит ко всеобщему 8- летниму образованию. Через 10 лет в 1967 году в районе числилось начальных школ 20, восьмилетних 10, средних 5 с общим числом учащихся 5816. В районе работали 376 учителей, в том числе с высшим и незаконченным высшим образованием 97 учителей, средне- педагогическим 187, общим средним образованием 92 человека. (Ф.Р.-1. Оп. 1. Д. 8 Л.34-35. Динамические ряды (статистика). Согласно решениям ноябрьского Пленума ЦК КПСС (1962) и Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 01.02.1963 года «Об укрупнении и изменении подчиненности районов и городов Алтайского края» Панкрушихинский район был ликвидирован, а его территория вошла в состав Каменского района. (ЦХАФ АК.Ф.Р.-834. Оп. 1. Д. 301. Л.145-146.Постановление бюро Алтайского сельского крайкома КПСС и крайисполкома от 10.04.1963). Постановлением бюро Алтайского краевого комитета КПСС и исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 11.01.1965 № 1 « Об образовании в крае новых сельских районов и изменения границ административно- территориального деления некоторых существующих районов «Панкрушихинский район был восстановлен в прежних границах. (ЦХАФ АК.Ф.Р.-834. Оп. 6. Д. 591. Л.1-4). В связи с восстановлением района был избран исполнительный комитет районного Совета депутатов трудящихся и утверждены отделы райисполкома, в том числе и отдел народного образования. (Протокол первой организационной сессии десятого созыва Совета депутатов трудящихся от 20.01.1965 № 1 Ф.Р- 11 Оп.1 Л. 9 Л. 42). В 1967 году в отделе была определена следующая штатная численность: заведующий отделом, заведующий методическим кабинетом, 2 инспектора, запасной учитель, главный бухгалтер, старший бухгалтер, бухгалтер, счетовод- кассир, техничка, щофёр (Ф.Р.-6. Оп. 1л. Д.120. Л. 5 . Ведомости начисления заработной платы аппарату района за 1967 год). 2 июня 1973 года состоялась шестая сессия Верховного Совета СССР, на которой были приняты «Основы законодательства СССР и Союзных республик о народном образовании». Право граждан на образование обеспечивалось бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего среднего образования молодежи, широким развитием профессионально- технического среднего специального и высшего образования, развитием заочного и вечернего образования. Основными принципами народного образования были следующие; - равенство всех граждан СССР в получении образования; - всеобщее среднее образование молодежи; - профессиональное образование молодежи; - государственный и общественный характер всех учебно- воспитательных учреждений; - бесплатность всех видов образования; - свобода выбора языка обучения; - единство системы народного образования и преемственность образования во всех типах учебных заведений; - единство обучения и воспитания; - связь обучения и воспитание с жизнью; - научный характер образования; - совместное обучение лиц обоего пола. Система народного образования включала: а) дошкольное воспитание, б) общее среднее образование, профессионально- техническое образование, г) среднее специальное образование, д) высшее образование, е) внешкольное воспитание (СЗ СССР т.3 стр.202,203). В связи с тем, что в СССР осуществлено всеобщее начальное, семилетнее и восьмилетнее обучение, была поставлена задача завершить переход ко всеобщему среднему образованию. Осуществление всеобщего среднего образования задача сложная, особенно в сельской местности. Всё это должно было опираться на неуклонный рост материальной базы школ, подготовку хорошо знающих своё дело педагогических кадров. За 15 лет с 1969 по 1985 годы в районе построено 13 средних и восьмилетних школ. (Ф.Р- 1. Оп. 1. Д. 18. Л.24-25. Динамические ряды- статистика). Штатная численность работников районо с 1968 по 1974 годы не менялась. В связи с завершением перехода к всеобщему среднему образованию возросла роль пришкольных интернатов. С восстановлением в 1935 году Панкрушихинского района расширялась сеть дошкольных учреждений. В районе имелись 38 детских садов и яслей, их посещали более 600 детей. В годы войны численность детских учреждений резко сократилось. Фактически дошкольное учреждение функционировало лишь в Панкрушихе. В 1953 году вновь были открыты детские ясли в Зятьково, Высокая- Грива, Луковка, Урываево. К 1969 году в детских садах и яслях Панкрушихи, Берёзовки, Велижанки, Зятьково, Подойниково, Романово насчитывалось 282 ребенка. До 1965 года в районе было 2 интерната при школах с 40 учащимися, в 1969 году- 10 с численностью 540 учащихся. К 1980 году интернатов было 7, с численностью 395 человек. В 15 школах района работали группы продленного дня с охватом 450 детей, к 1980 году численность увеличилась до 791 человека. (Ф.Р- 1. Оп. 1. Д. 18. Л.26. Динамические ряды- статистика). В 1968 году открыт районный пионерский лагерь «Орлёнок» на 100 мест. В 1969-1970 учебном году все первые классы школ района стали работать по новым программам – начался переход на 3- летнее начальное обучение с последующим переводом четвертых классов на предметное преподавание. В 1978- 1979 учебном году в школах района обучалось 3198 учащихся. Общая успеваемость на конец года составляла 99,3%, по начальным школам- 97,1%, качество знаний- 37%. На 4-5 окончили 1180 учащихся. В районе было 5 средних, 10 восьмилетних и 10- начальных школ. Кроме того, во всех средних и восьмилетних школах были открыты вечерние школы. В них обучалось 315 рабочих без отрыва от производства. В школах района работало 246 учителей, из них с высшим образованием- 142. 29% учителей русского языка и литературы не имели высшего образования. Из 37 учителей математике имели высшее образование 27, из 19 учителей физики-14, из 20 учителей химии-17, из 24 учителей машиноведения и труда- 3 учителя. Из 15 школ района 12 школ имели столовые, горячим питанием было охвачено 2250 учащихся. (Ф.Р- 6. Оп. 1. Д. 121.Отчетный доклад заведующего районо на августовском совещании учителей). Во всех 8-ми летних школах района были созданы трудовые объединения школьников, а в средних- стационарные лагеря труда и отдыха, в средних школах работали ученические производственные бригады, а в 8- летних звенья. На базе Панкрушихинской и Велижанской средних школ работали школьные лесничества. Кроме того организовывались бригады по ремонту и благоустройству школ и озеленению населенных пунктов. Производственные бригады имели 9 тракторов мартк Т-4, ДТ-54, МТЗ-80 и МТЗ-50, комбайны СК-5, сельхозинвентаря -27 единиц. В бригадах работало около 900 учащихся. (Ф.Р- 6. Оп. 1. Д. 130, справки, информации по организации общественно- полезного труда учащихся). Отделом народного образования руководствуясь постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 июля 1973 года № 471 « О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» была проделана определенная работа по внедрению в учебный процесс технических средств обучения. На 01.09.1980 г. в школах района имелось 38 киноаппаратов, 11 телевизоров, проигрователей -44, линганфонных кабинетов-4. (Ф.Р- 6. Оп. 1. Д. 123. Л.1.Справка по организации кабинетной системы школ Панкрушихинского района). По состоянию на 01.01.1980 года штатная численность районо была следующая: - заведующий отделом; - заведующий методическим кабинетом; - 3 инспектора; - запасной учитель; - методист; - заведующий по заочному образованию; - инспектор по трудовому обучению; - главный бухгалтер; - экономист; - старший бухгалтер; - 2 бухгалтера; - делопроизводитель; - кассир; - секретарь машинистка; - завхоз- шофёр; - уборщица (Ф.Р- 6. Оп. 1. Д. 254. Л.5. Штатное расписание на 1980 год). С 1981 по 1991 годы штатная численность отдела народного образования не менялась. Отдел народного образования в 1979-1980 учебном году считал главной задачей в своей работе улучшение учебно- воспитательного процесса к учреждениях просвещения. За этот год заметно окрепла учебно- материальная база школ и дошкольных учреждений, почти все школы перешли на кабинетную систему. Во всех школах проходило трудовое обучение в мастерских и на пришкольных участках. Возросла воспитательная функция школ, улучшение трудового воспитания и профориентации учащихся велось в направлении совершенствования преподавателя труда, как учебного предмета, изучение автодела, широкое вовлечение учащихся в школьные бригады, сельскохозяйственное опытничество и техническое творчество. 12 апреля 1984 Верховным Советом СССР были одобрены «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Реформа школы имела своей целью поднять её работу на новый качественный уровень. Осуществить реформу- значило решить следующие основные задачи: - повысить качество образования и воспитания, обеспечить более высокий научный уровень преподавателя каждого предмета, усовершенствовать учебные планы и программы, учебники и учебные пособия; - коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; - усилить ответственность учащихся за качество учёбы; - поднять престиж учителя и мастера производственного обучения, их теоретическую и практическую подготовку; - укрепить материально- техническую базу учебных заведений, дошкольных и внешкольных учреждений; - усовершенствовать структуру общеобразовательной и профессиональной школы и управление народным образованием. Нужно было установить следующую структуру: - начальная школа- 1-4 классы; - неполная средняя школа- 5-9 классы; - средняя общеобразовательная- 10-11 классы общеобразовательной школы; - профессиональная школа- средние профессионально- технические училища, средние специальные учебные заведения. В управлении народным образованием предполагалось укрепить районное звено, улучшить стиль и методы работы, обеспечить глубокий анализ состояния образования, совершенствовать учебные планы и программы, учебники и методическую литературу, упорядочить систему инспекторского контроля за работой школ и других учебно- воспитательных учреждений, большое внимание уделять изучению, пропаганде и внедрению передового опыта учебной и воспитательной работы (СЗ СССР. Т. 3,стр. 222). В районе уделялось внимание развитию сети дошкольных учреждений. В 1978 году функционировало 10 дошкольных учреждений, в них воспитывалось 612 детей, в 1988- 18 яслей и детских садов с наполняемостью 1026 ребенка, 1998- 2 детских сада, в них воспитывалось 130 ребенка. Охват детей общественным дошкольным воспитанием в отдельные годы достигало до 60%. Детские дошкольные учреждения осуществляли всесторонне развитие и воспитание детей, прививали им элементарные практические навыки и любовь к труду, подготавливали детей к обучению в школе, воспитывали в духе уважения к старшим, любви к Родине и родному краю. (Ф.Р- 6. Оп. 1. Д. 229. Л.5-8. Д. 308. Л. 21-23. Д. 340. Л. 14-15. Отчеты о работе дошкольных учреждений района). В 1991 году на основании Указа Президиума РСФСР от 22.08.1991 № 75 «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» и распоряжения главы администрации Алтайского края от 20.11.1991 № 735, отдел народного образования райисполкома был преобразовании в комитет по образованию администрации района.( Распоряжение главы администрации от 16.12.1991 № 17). В соответствии с Положением, утвержденном главой администрации района от 18.08.1993 № 120, комитет по образованию (далее комитет) осуществлял на территории района руководство учреждениями образования, проводили расстановку и тарификацию педагогических кадров, контролировал организацию учебно- воспитательного процесса, следил за исполнением законодательства РСФСР по образовании, разрабатывал районные программы воспитания, творческого и физического развития детей, организовал и направлял деятельность внешкольных учреждений, комплектовал психологическую службу, организовывал летний отдых детей, работу по охране жизни и здоровья детей, оказывал школам и дошкольным учреждениям помощь во внедрении новых педагогических технологий, организовывал профориентационную работу на педагогическую профессию, заключал договора с педвузами и педучилищами по подготовке кадров. (Положение о комитете- Ф.Р- 6. Оп. 1. Д. 286. Л.3-4). Штатная численность комитета на 1992 год была следующая: - председатель комитета; - заместитель председателя; - заведующий методическим кабинетом; - бухгалтер; - экономист; - кассир; - 3 методиста; - 3 инспектора; - машинистка; -шофер; - завхоз; - уборщица. (Ф.Р- 6. Оп. 1. Д. 283. Л.14-17. Штатное расписание на 1992 год). С. 1993 по 1997 годы штатная численность не менялось. Постановлением администрации Панкрушихинского района от 02.02.1998 № 18 было утверждено Положение комитета по образованию администрации района, в новой редакции (Ф.Р- 11. Оп. 1. Д. 355. Л.42. Постановление района от 02.02.1998 № 18). Из Положения следует, что комитет по образованию администрации Панкрушихинского района (далее комитет) является структурным подразделением администрации района. В своей деятельности комитет подчиняется администрации района и краевому комитету образования. Основными задачами комитета являются: - разработка осуществления мер реализации Закона РФ «Об образовании» на территории района; - государственная оценка качества образования в государственных муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждениях; - развитие и поддержка сети образовательных учреждений различных организационно- правовых форм, типов, видов; - разработка и осуществление комплекса мер социально- правовой защите и охране здоровья учащихся; - координация деятельности муниципальных органов управления образования по вопросам отнесенным к компетенции комитета. К компетенциям комитета относятся: - анализ и прогнозирование тенденций развития сферы образования в районе, обоснование целей и приоритетов развития отдельных образовательных программ; - создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений района; - установление требований к разработке учебных планов программ районного компонента базисного учебного плана; - подготовка проектов постановлений и распоряжений, создающих правовую основу защиты и развития системы образования района; - контроль за финансово- хозяйственной деятельностью непосредственно подчиненных и финансируемых комитетом образовательных и иных учреждений; - осуществляет экономический анализ финансово- хозяйственной деятельности учреждений образования и принимает меры к предупреждению нарушений в расходовании выделенных государством средств; - осуществляет методическую работу по организации ведения бухгалтерского учета и финансово- хозяйственной деятельности учреждений образования; - экономическая учеба финансовых и руководящих работников; - организация работы по совершенствованию системы воспитания, обучения, коррекция, социальной адаптации и материального обеспечения детей, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей подростков с недостатками умственного или физического развития, а также подростков с девиантным поведением; - организация системы подготовки, повышения квалификации педагогических и управленческих кадров системы образования; - представление в установленном порядке к награждению отличившихся работников системы образования. (Ф.Р- 6. Оп. 1. Д. 335. Положение). В 1994 году в соответствии с Законом РФ «Об образовании», типовым положением об образовательном учреждении, утвержденным постановлением правительства рФ от 31 августа 1994 № 1008 и постановлением администрации района от 28 октября 1994 № 146 все средние и восьмилетние школы преобразованы в муниципальное общеобразовательное учреждение с предоставлением статуса юридического лица. (Ф.Р- 11. Оп. 1. Д. 771. Л.133. Постановление администрации района). Штатная численность комитета согласно штатному расписанию на 1998 год была следующая: - председатель комитета; - зам. председателя комитета; -старшая муниципальная должность- 4; - специалистов 1 категории – 2; - специалистов 2 категории- 1; - специалистов- 2; - водитель; - секретарь- машинистка (Ф.Р- 6. Оп. 1. Д. 355. Л.71) В 1998 году, в сети общеобразовательных учреждений, числилось 10 средних, 10 неполных средних, 9 начальных школ, 2 детских учреждения. В школах обучалось 3210 учащихся. Обучением и воспитанием подрастающего поколения занимались 317 учителей и воспитателей. Постоянно росло количество педагогов с соответствующим профессиональным образованием. Росло число учителей имеющих высшую и первую квалификационные категории. В школах района проводилась постоянная работа по совершенствованию учебно- воспитательного процесса, повышению уровня знаний учащихся в соответствии со стандартами образования, уровня их воспитанности. В районе действовали Дом технического творчества, оздоровительный лагерь на 100 мест. Система делопроизводства в комитете смешанная: прием и отправление документов сосредоточены у секретаря- машинистки; учет, составление, оформление документов ведется специалистами комитета. Первое поступление документов в районный архив состоялось в 1950 году, было принято 53 дела за 1935- 1948 годы (Акт приема- передачи не сохранился, данные взяты из карточки фонда). В 1971 году принято 48 дел за 1952- 1968 годы (Акт приема- передачи от 28.08.1971 № 1). В 1975 году- 32 дела за 1969- 1973 годы (Акт приема- передачи не сохранился, данные взяты из карточки фонда). В 1977 году- 19 дел за 1974- 1975 годы (Акт приема- передачи не сохранился, данные взяты из карточки фонда). В 1986 году- 60 дел за 1980- 1982 годы (Акт приема- передачи,точной даты нет, 1986 год без номера). В 1990 году- 48 дел за 1983- 1986 годы (Акт приема- передачи от 22.10.1990 № 11). В 1990 году в отделе по образованию была проведена переработка описей в результате которой: - выделено к уничтожению документов не подлежащих хранению 25 ед.хр. (Акт переработки описей от 10.11.1990 № 1); - передано в ведомственный архив отделу народного образования 19 ед. хр. (Акт приема- передачи от 10.11.1990 № 1). - передано в государственный архив Алтайского края 145 ед. хр. За 1939-1978 годы (Акт приема- передачи от 03.12.1990 № 1). В 1993 году по описи № 1л было принято 519 ед. хр. За 1933-1991 годы (Акт приема- передачи от 28.10.1993 № 12). В 1995 году- 56 ед.хр. за 1987- 1992 годы (Акт приема- передачи от 16.05.1995 № 13). В 2000 году- 17 ед. хр. За 1993- 1995 годы (Акт приема- передачи от 18.09.2000 № 14). В 2002 году- 17 ед. хр. За 1996 год (Акт приема- передачи от 26.04.2002 № 15). В 2003 году- 14 ед. хр. За 1997 год (Акт приема- передачи от 11.02.2003 № 16). В 2004 году- 15 ед. хр. За 1998 год (Акт приема- передачи от 19.01.2004 № 17). По фонду прошли три проверки наличия и состояния дел. Первая в 1989 году (Акт проверки наличия и состояния дел Алтайского крайисполкома от 22.12.1989 № 14),показала, что в фонде все 233 дела оказались в наличии. Вторая в 1992 году (Акт проверки наличия и состояния дел от 31.03.1992 № 2,. Утвержденный ЭПК архивного отдела Алтайского крайисполкома от 26.05.1992 № 6) в результате которой было не обнаружено 1 дело. Предпринятые архивным отделом и отделом народного образования меры по розыску дела положительных результатов не дали. Дело № 210 по акту о не обнаружении дел, пути розыска которых исчерпаны, снято с учета. Третья в 1996 году (Акт проверки наличия и состояния дел от 22.04.1996 № 3, утвержденный ЭПМК управления архивного дела от 26.06.1996 № 7). В результате выявлено 1 литерное дело не оговоренное в итоговой записи, которое поставлено на учет. Н а 01.07.2004 года в фонде числится всего 768 ед.хр. По описи № -229 дел за 1980-1998 годы; По описи № 1л- 520 дел за 1933-1991 годы; По описи № 2л- 19 дел за 1952- 1972 годы. Угасающих текстов нет. Дела в описях систематизированы по хронологически- функциональному принципу. Физическое состояние дел удовлетворительное. Состав документов по описи следующий: протоколы районных конференций, совещаний, семинаров учителей и работников детских учреждений; районные, годовые планы работы отдела; годовые отчеты о состоянии учебно- воспитательной работы в школах; документы по осуществлению связи школы с жизнью, участию учащихся в общественно- полезном труде; штатные расписания и сметы административно- управленческих расходов отдела и подведомственных ему учреждений; годовые бухгалтерские отчеты отдела; приказы по основной деятельности; протоколы заседаний Совета при отделе; годовые планы работы отдела; документы по проведению Олимпиад; документы о работе очно- заочной школы; документы по организации труда и отдых школьников; документы о трудоустройстве выпускников; документы о работе методического кабинета; документы комплексных инспекторских проверок; протоколы заседаний профкома; документы о работе методических объединений; протоколы совещаний у председателя комитета; статистическая отчетность; годовые утвержденные учебные планы школ района; годовые отчеты школ района; документы по охране прав детства. Документы фонда комитета по образованию использовались при написании книги «Страницы истории Панкрушихинского района» Комитет по образованию администрации Панкрушихинского района располагается в с. Панкрушиха ул. Зеленая 10. Список использованной литературы: 1. ЦХАФ АК Ф.Р.-141, Оп. 1 Д. 1. Л. 3 2.Там же Л. 4 3. Там же Д. 10. Л. 12 4. Там же Д. 19. Л. 27-30 5. ЦХАФ АК Ф.Р.-10, Оп. 1 Д. 1004. Л. 226-229 6. Архивный отдел администрации г. Камня- на –Оби Ф.Р.- 14. Оп. 1 Д. 1. Л. 17-18 7. ЦХАФ АК Ф.Р.-35, Оп. 1 Д. 8. Л. 9-10 8. ЦХАФ АК Ф.Р.-653, Оп. 1 Д. 34. Л. 24-28 9.Там же Оп.2. Д. 105. Л. 32. Д. 114. Л. 27 10. Ф.Р.- 11. Оп. 1. Д. 30. Л. 258 11. Архивы России. Путеводитель. Барнаул 2001, стр. 404 12. СУ РСФСР, 1930, № 29, ст.383 13. . СУ РСФСР, 1933, № 50, ст. 219 14. СУ РСФСР, 1935, № 5, ст. 57 15. СЗ СССР, 1937, № 66, ст. 302 16. Ф.Р.- 6. Оп. 1. Д. 286. Л. 142 17. Ф.Р.- 6. Оп. 1. Д. 397. Л. 4-5 18. Там же Л. 68 19. ЦХАФ АК Ф.Р.-1041, Оп. 1 Д. 7. Л. 66 20. Ф.Р.- 6. Оп. 1л. Д. 417. Л. 3 21. Там же, Л. 76 22. ЦХАФ АК Ф.Р.- 834, Оп. 1 Д. 301. Л. 145-146 23. Там же Д. 591. Л. 1-4 24. Ф.Р.- 11. Оп. 1. Д. 9. Л. 42 25. Ф.Р.- 6. Оп. 1л. Д. 120. Л. 5 26. СЗ СССР т. 3 стр. 202-203 27. ЦХАФ АК Ф.Р.- 653, Оп. 1 Д. 34. Л. 18 28. Ф.Р.- 6. Оп. 1. Д. 396. Л. 8,43-44 29. Ф.Р.- 6. Оп. 1. Д. 121. Л. 36 30. Ф.Р.- 6. Оп. 1. Д. 130. Л. 96 31. Там же Д. 123. Л. 1 32. Ф.Р.- 11. Оп. 1. Д. 771. Л. 133

Количество дел: 737

Крайние даты документов: 1933-2018

Количество описей: 3

Всего описей: 1-3 из 3