Р-2 Мамонтовский районный комитет народного контроля

сведения
Архив:  Архивный отдел Администрации Мамонтовского района Алтайского края
Номер фонда:  Р-2
Исторический период:  послереволюционный
Переименования
Наименование:  Комитет партийно-государственного контроля при Мамонтовском территориальном производственном колхозно-совхозном управлении, с. Мамонтово
Сокращенное наименование:  Комитет партгосконтроля
Наименование:  Мамонтовский районный комитет народного контроля Алтайского краевого комитета народного контроля, с. Мамонтово
Сокращенное наименование:  Мамонтовский районный комитет народного контроля
Аннотация
Протоколы заседаний районного комитета народного контроля, планы работы, материалы проверок, ревизий, обследований, документы о работе групп и постов народного контроля; отчеты, доклады, информации, решения районного Совета народных депутатов (с 1985 г.), касающиеся деятельности районного комитета народного контроля, статистические отчеты, распоряжения председателя комитета о приеме и увольнении водителей.
Историческая справка
Мамонтовский районный комитет народного контроля был образован в 1965 году в соответствии с решением декабрьского Пленума ЦК КПСС 1965 г., с Законом Верховного Совета СССР от 09.12.1965 (местный документ не принимался). Органам государственного контроля принадлежало важное место в системе органов советского государственного управления, с этими органами непосредственно связана проверка правильности и своевременности выполнения государственными и общественными организациями советских законов, борьба с расхитителями народных средств и материальных ценностей, борьба за укрепление государственной дисциплины, искоренение бюрократизма в работе государственного аппарата. После принятия Конституции СССР 1936 г., в первые годы аппарат государственного контроля оставался таким, каким он был с 1934 г., с момента создания комиссии советского контроля при СНК СССР. В состав аппарата входили постоянные уполномоченные комиссии советского контроля. Функции комиссии были ограничены проверкой исполнения важнейших решений. Правительство СССР всеми звеньями советского и хозяйственного аппарата в центре и на местах, её обязанностью было принятие мер по предупреждению срыва выполнения решений правительства и выявление конкретных виновников невыполнения этих решений. В предвоенные годы, наряду с проверкой исполнения решений правительства выдвигалась проблема усиления контроля за расходованием денежных средств и материальных ценностей, борьба с расточительством и бесхозяйственностью. Эти функции исполнялись финансовыми органами. В новой сложившейся обстановке распыление контрольных функций между несколькими органами сказывалось отрицательно. В связи с этим, Президиум Верховного Совета СССР издал указ от 06.09.1949, по которому в соответствии с решением июльского Пленума ЦК ВКП(б) 1940 г. комиссия советского контроля при СНК СССР была упразднена и образован Наркомат государственного контроля СССР. Наркомату государственного контроля СССР были предоставлены широкие права: требовать от всех учреждений и организаций необходимые отчёты, объяснения, сведения; сообщать руководителям ревизируемых учреждений обо всех обнаруженных недостатках в процессе контроля и ревизий в отношении учёта, хранения и расходования государственных средств; налагать на виновных дисциплинарные взыскания (выговор, строгий выговор, отстранение от должности); производить денежные начеты на должностных лиц, причинивших ущерб государству, а в случае обнаружения злоупотреблений - привлекать виновных к судебной ответственности. Аппарат Наркомата государственного контроля СССР строился по производственно-отраслевому принципу. Роль главных управлений выполняли главные контролеры со штатом контролеров и ревизоров. Для контролеров была установлена независимость их от контролируемых ими органов и должностных лиц. Положением о Наркомате государственного контроля СССР 1940 г. не предусматривалось привлечение трудящихся к участию в контроле. Реорганизация управления промышленностью и строительством в 1957 г. послужила поводом перестройки работы органов государственного контроля, в августе 1957 г. Министерство государственного контроля СССР было упразднено и образована Комиссия советского контроля Совета министров СССР, аналогично - Комиссии советского контроля Совета Министров союзных республик. Работа комиссии строилась в тесной связи с советскими, партийными, профсоюзными, комсомольскими и другими организациями, с привлечением широких масс рабочих, колхозников и служащих. Результаты проверок выносились на обсуждение в организациях, на хозяйственных активах, собраниях, освещались в печати. Должности главных контролеров были упразднены и созданы отделы проверки. 22 июля 1961 г. Комиссия советского контроля Совета Министров СССР была реорганизована в союзно-республиканский орган - Комиссию государственного контроля Совета Министров СССР. В дальнейшем органы государственного контроля подверглись ещё более радикальной перестройке. В соответствии с решением ноябрьского Пленума ЦК КПСС 1962 г. была упразднена Комиссия государственного контроля Совета Министров СССР и образован Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС н Совета Министров СССР, а на предприятиях - группы и посты содействия комитетам партийно-государственного контроля. 9 декабря 1965 г. Верховный Совет СССР принял Закон, по которому комитеты партийно-государственного контроля были упразднены и образованы Комитет народного контроля СССР, Комитеты народного контроля союзных и автономных республик. На местах были образованы краевые, районные комитеты народного контроля, группы и посты народного контроля при сельских и поселковых Советах депутатов трудящихся, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях (История государственных учреждений СССР 1936-1965 гг. М. 1965 г., с. 258-267, 336-446). Первоначально Мамонтовский районный комитет народного контроля был образован в 1963 г. и назывался Комитетом партийно-государственного контроля при Мамонтовском территориальном производственном колхозно-совхозном управлении сельского хозяйства, что видно из первого протокола заседания комитета от 21.03.1963 (Ф.Р-2. Оп.1. Д.1. Л.1). С января 1966 г. комитет партийно-государственного контроля стал называться Мамонтовским районным комитетом народного контроля, что так же явствует из протоколов заседания (Ф.Р-2. Оп.1. Д.15. Л.1). Комитет народного контроля подчинялся Алтайскому краевому комитету народного контроля, подчиненность в дальнейшем не менялась. Комитет народного контроля имел сеть внештатных инспекторов на каждом предприятии, в каждом хозяйстве, из которых были образованы внештатные отделы: - сельского хозяйства; - торговли и общественного питания; - культуры, здравоохранения и быта; - строительства, механизации, транспорта и связи; - общий отдел (Ф.Р-2. Оп.1. Д.30. Л.15-16. Протоколы заседаний районного комитета народного контроля). В 1967 г. Мамонтовский районный комитет народного контроля насчитывал в своем составе 80 групп народного контроля, 82 поста, в которых насчитывалось 897 человек, в пяти внештатных отделах работали 42 инспектора (Ф.Р-2. Оп.1. Д.25. Л.27. Протоколы собраний актива районного комитета народного контроля) В 1979 г. районный комитет народного контроля имел следующую структуру: организационный отдел, отдел сельского хозяйства, промышленный отдел, строительный; торговли и быта; культуры, просвещения и здравоохранения (Ф.Р-2. Оп.1. Д.91. Л.24. Протоколы заседаний районного комитета народного контроля). В дальнейшем структура органов народного контроля района неоднократно менялась, работа отделов строилась по секторам. Так, с 1985 г. организационный отдел имел секторы: анализа деятельности групп и постов, учебы и методической работы, гласности, планирования, координации проверок. По отделу сельского хозяйства секторы: растениеводства, животноводства, механизации и электрификации. Отдел торговли и быта занимался вопросами общественного питания, торговли и бытового обслуживания. По отделу промышленности, транспорта и связи - те же, что и раньше. Отдел строительства - коммунальное хозяйство и строительство в районе. По отделу культуры, просвещения и здравоохранения - секторы с аналогичными названиями. В 1989 г. в районе действовали 67 групп народного контроля, 33 цеховые группы, 30 постов народного контроля, в состав которых входило 998 народных контролеров (Ф.Р-2. Оп.1. Д.172. Л.1. Решение районного Совета за 1989 г. без номера). Состав районного комитета народного контроля утверждался на сессии районного Совета, на котором назначался его председатель, заместитель и члены комитета. Так, в 1985 г. в его состав вошли 11 членов комитета (Ф. Р-2. Оп.1. Д.143. Л.19. Решение районного Совета за 1985 г. без номера). Внештатные отделы состояли из специалистов различной профессиональной направленности. Среди них были специалисты сельского хозяйства, торговые, финансовые работники, учителя, строители; партийные, советские, комсомольские, профсоюзные работники, пенсионеры. Приоритетным направлением деятельности районного комитета народного контроля были вопросы сельского хозяйства: увеличение производства мяса, интенсивные технологии возделывания сельскохозяйственных культур, мелиорация, почвозащитная агротехника, производство хлебобулочных изделий. Постоянно в поле зрения народных контролеров были вопросы производства товаров народного потребления, торговли, сферы услуг, исполнения финансовой дисциплины, образования и культуры населения, соблюдение законодательства по охране природы. Постоянно проводились проверки, результаты которых рассматривались на заседаниях комитета. По рассматриваемым вопросам принимались решения, которые неукоснительно выполнялись (что видно из протоколов заседаний комитета). Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 16.06.1990 № 41-1 органы народного контроля были упразднены. Правопреемником Мамонтовского районного комитета народного контроля стал исполнительный комитет районного Совета народных депутатов - решение Президиума Мамонтовского районного Совета народных депутатов от 24.07.1990 № 13 (Ф.Р-5. Оп.1. Д.1025. Л.40).

Количество дел: 185

Крайние даты документов: 1963-1990

Количество описей: 2

Всего описей: 1-2 из 2